05.08.2024 10:17
Новости.
Просмотров всего: 4226; сегодня: 4.

К 180-летию со дня рождения художника Ильи Репина

К 180-летию со дня рождения художника Ильи Репина

Поистине величественным и вдохновенным художником, настоящим даром России всему человечеству можно назвать Илью Ефимовича Репина. В этом неповторимом человеке, родившемся 24 июля (5 августа) 1844 г., в г. Чугуеве Харьковской губернии, судьба создала не просто художника, а творца, сохраняющего в своих работах язык души, проникая в многогранность русской культуры и истории.

С ранних лет Илью, сына кантониста, тянуло к цвету, к краскам. После того как Чугуевская школа топографов, где он учился, была закрыта, Репин поступил на обучение к местному живописцу И.М. Бунакову. Совсем скоро весть о талантливом ученике распространилась далеко за пределами городка, начинающего мастера стали приглашать приезжавшие в Чугуев подрядчики, которым нужны были живописцы и позолотчики. Историк-краевед Д.И. Яворницкий описывает случай, который произошел в селе Сиротино Воронежской губернии, где Репин и другие мастера расписывали иконы: «…Когда все работы были кончены, тогда в село Сиротино съехалось несколько священников из ближайших сел во главе с благочинным, освятили иконостас. После освящения устроен был обед у местного священника. Почетные гости посажены были за стол в зале, вместе с ними там же посадили и Репина. Товарищи его были посажены за стол в сенях. Видя это, Репин спросил:

− А почему же я сижу в зале, а мои товарищи в сенях?

− Да разве можно их ровнять с вами? То мастера-ремесленники, а вы – художник!» (РГАЛИ. Ф. 842. Оп. 1).

Скопив небольшую сумму денег, совсем юным, он покинул и мастерскую, и родительский дом и отправился в Петербург учиться искусству. Первый визит в Петербургскую Академию художеств принес разочарование: ему сообщили, что он не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени. Неудача огорчила Илью, но не отбила у него желания учиться. Он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. Повторное посещение академии завершилось успешной сдачей экзамена. За время, проведенное в стенах Академии, Репин приобрел немало друзей. В их число входили Василий Поленов и Марк Антокольский. Своим непосредственным наставником он считал Ивана Николаевича Крамского.

С самого начала своего творческого пути И.Е. Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своем творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня.

Годы учебы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» (1865 г.), малую золотую медаль за работу «Иов и его друзья» (1869 г.) и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871 г.).

Сюжет первой из значимых картин Репина «Бурлаки на Волге» был подсказан жизнью. Работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу, и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы». Для того, чтобы запечатлеть настоящих бурлаков, Репин отправляется в поездку на Волгу. Первая версия большого полотна «Бурлаки на Волге» (1871 г.) экспонировалась на ежегодной конкурсной выставке Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге, где работа получила Первую премию среди произведений жанровой живописи. После выставки Репин продолжил работу над картиной и внес в нее ряд существенных изменений.

В 1872 г. художник совершил еще одну поездку по Волге, во время которой создал ряд этюдов, впоследствии использованных для завершения полотна. Окончательная версия «Бурлаков на Волге» была представлена в марте 1873 г. на Академической выставке в Санкт-Петербурге. Академия художеств присудила картине Репина золотую медаль имени Виже-Лебрен «за экспрессию». В том же году на Всемирной выставке в Вене полотно завоевало бронзовую медаль. Картина была куплена за 3000 рублей великим князем Владимиром Александровичем.

Именно на 1880-е гг. пришелся расцвет его творчества. Он создает галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен. В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность своих персонажей и ситуации. Хотя подлинной стихией художника была современность, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих полотен. Связь с родным городом Илья Репин сохранял до конца жизни, а малороссийские мотивы занимали важное место в его творчестве.

В конце 1900 г. Илья Ефимович перебрался в имение Пенаты, расположенное в Куоккале. В своих воспоминаниях поэт В.В. Каменский напишет:

«Зимой 1915 г. я проживал в Куоккале (Финляндия), где, как известно, жил и работал великий мастер живописи И.Е. Репин. Илья Ефимович вообще произвел на меня сразу же потрясающее впечатление своим каким-то беспредельным, внутренним, светящимся темпераментом. Хотелось его, такого чудеснейшего человека обнимать, целовать, любить до безумства, говорить ему невероятные слова восхищенья, счастья. А ему, мудрому энтузиасту, хотелось без конца слушать стихи и стихи. И слушал он с таким глубоким упоеньем, с такой восторженной «улыбкой вечности», с таким жадным, всасывающим восприятием, что у поэта захватывало сердце от головокружительного волнения» (РГАЛИ. Ф. 1497. Оп. 1).

Небольшого роста, с лохматой головой, вспыльчивый, горячий, но добрый и скромный, − таким он остался в памяти современников. Художник с поистине мировой славой, И.Е. Репин был всегда готов превознести произведения младших и принизить собственные. Творчество, искусство он любил такой искренней любовью, которая редко встречается. В старости у него стала сохнуть правая рука – научился писать левой. Ему стало трудно держать палитру с красками, он подвешивал ее на тесемке на грудь и работал, работал до конца, самоотверженно, осознавая, что его дар принадлежит не только ему.

Творчество Ильи Репина не всегда вызывало восхищение публики: нередко он сталкивался и с критикой, но уже при жизни художника стало ясно, что значение его живописи для истории искусства огромно. В своих работах Репин смог отразить и ключевые социальные проблемы, и важнейшие эстетические вопросы. Главной темой для художника всегда была Жизнь во всех ее проявлениях.

Документы Ильи Ефимовича Репина поступили в Центральный государственный литературный архив (ныне – Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ)) в июле 1941 г. из Государственного литературного музея. Часть документов была приобретена позже. В настоящее время личный фонд художника (Ф. 842) состоит из 126 единиц хранения и содержит личные документы и рукописи художника, его переписку, фотографии, письма родственников, документы, имеющие отношение к творческой и хозяйственной деятельности И.Е. Репина, материалы о нем и собранные им, а также документы последней жены И.Е. Репина Натальи Борисовны Нордман-Северовой.

Не менее интересные материалы хранятся и в других фондах архива: воспоминания поэта В.В. Каменского «Репин и поэты» (Ф. 1497), портрет И.Е. Репина художника Ю.Я. Гомбарга (Ф. 2335), фотографии Ильи Ефимовича в фонде художника и писателя Ю.П. Анненкова (Ф. 2618), литография портрета В.И. Репиной с автографом И.Е. Репина, фотография кабинета живописца в Пенатах в фонде коллекционера и искусствоведа И.С. Зильберштейна и целый ряд других.

Текст: Н.Ю. Грянченко, Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ).

Фото: И.Е. Репин. 1915 г. РГАЛИ.


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9552 публикации
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_8705
Поделиться:

Интересно:

Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
27.12.2024 10:10 Персоны
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб. Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и...
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
27.12.2024 06:29 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные устройства для мониторинга здоровья, портативные биоанализаторы и другие...