09.04.2024 09:38
Новости.
Просмотров всего: 6613; сегодня: 3.

О подвиге лейтенанта Николая Скрыдлова

О подвиге лейтенанта Николая Скрыдлова

Немало героев русско-турецкой войны 1877–1878 гг. вписали свои имена в славную историю военно-морского флота. Ярким примером тому может послужить и подвиг лейтенанта Николая Илларионовича Скрыдлова, атаковавшего на катере «Шутка» турецкий пароход «Эрекли» при постановке минных заграждений на реке Дунай.

Предысторией этого события явилось начавшееся военное противостояние между двумя империями – Российской и Османской. Россия «в защиту измученных наших единоверцев-славян» 12 апреля 1877 г. объявила войну Турции. Но Парижским мирным договором 1856 г. после Крымской войны Россия и Турция были лишены права держать военный флот и строить крепости на Черном море. Только в 1871 г. России удалось добиться отмены «нейтрализации Черного моря». К началу русско-турецкой войны Черноморский флот еще не был восстановлен. Турецкая же армия уже держала там хорошо оснащенную Дунайскую эскадру. Румынский левый берег реки турки не контролировали, но правый берег по границе с Болгарией они укрепили мощными крепостями. К полноводному и быстрому Дунаю русская армия подошла через Румынию. Для наступления на турецкую столицу Константинополь (ныне Стамбул) армии необходимо было оперативно преодолеть серьезное препятствие – реку Дунай. Для успешной переправы командованием было решено организовать силами военно-морского флота не только мощные минные заграждения, но и защиту русских войск от противника.

Поскольку в короткие сроки восстановить флот было физически невозможно, то сработала военная смекалка – изобретение русских инженеров. Суть изобретения заключалась в оснащении паровых катеров длинными шестами, к концам которых крепились мины для подрыва турецких кораблей. Для укомплектования Дунайской речной флотилии с конца 1876 г. по железной дороге отправлялись паровые и гребные катера. В их числе прибыл и катер «Шутка». Его построили в 1871 г. в Лондоне на судоверфи «Tornikroft & Cº» в качестве прогулочной шлюпки для цесаревича Александра, будущего императора Александра III. В состав флота «Шутку» зачислили 28 июня 1874 г. Прогулочную шлюпку переоборудовали под нужды военного времени. Примечательно, что имелась возможность с помощью веревки отводить назад дымовую трубу – такая конструкция, созданная для беспрепятственного прохождения под мостами Петербурга, оказалась очень кстати для маскировки в зарослях прибрежных кустов и камышей при засаде на неприятеля. А самое главное, шлюпку вооружили восьмиметровыми шестами, прикрепив на их концы медные цилиндры, начиненные взрывчаткой. Так прогулочная комфортабельная, с полированными панелями шлюпка превратилась в боевой катер, сохранив при этом свое шаловливое название. Командиром катера был назначен лейтенант Н.И. Скрыдлов.

На Дунай из Петербурга прибыл отряд моряков Гвардейского флотского экипажа. Согласно «Месячному рапорту о состоянии отряда Гвардейского экипажа за июнь месяц 1877 г.» в бивуаке у г. Зимнице находилось 578 человек. В их числе: «1 – штаб-офицер, 31 – обер-офицер, 60 – унтер-офицеров, 18 – музыкантов, 410 – матросов и 58 – рядовых».

В Российском государственном архиве Военно-Морского Флота (РГАВМФ) хранится рапорт от 8 июня 1877 г. командира отряда Гвардейского экипажа капитан-лейтенанта К. Тудера начальнику инженеров действующей армии генерал-майору А. Деппу. Согласно рапорту, отряд паровых катеров еще 7 июня в 8 часов вечера начал выходить из-за деревни Мало де Жос (Маля-де-Джес – разночтения в документах) в реку Дунай. Отряд катеров следовал по Дунаю к острову Мечка, где приступил к постановке мин Герца между румынским берегом и островом. Фарватер в этом месте проходил под отвесным турецким берегом. Оборонительные минные заграждения необходимо было ставить не только по обеим сторонам острова, а также ниже и выше планируемой переправы. Поскольку корабли турецкого флота для воспрепятствования переправе русской армии могли появиться как со стороны Черного моря, так и со стороны верхнего течения Дуная. С рассветом катера успели поставить мины только по левую сторону острова, но как только они приблизились к турецкому берегу – на них обрушился град пуль.

Постановка минных заграждений – сложная задача, но еще сложнее оказалось катеру «Шутка» прикрывать их постановку. Так как именно лейтенанту Скрыдлову капитан 1 ранга М.Д. Новиков приказал атаковать появившийся из Рущука турецкий пароход «Эрекли». Тот непрерывно стрелял из штуцеров и орудий по всем катерам. Затем обстрелянный из деревни Паропаны русской батареей пароход скрылся за остров Мечка. Но и оттуда, спускаясь задним ходом к острову Динулую, он не прекращал стрелять по катерам через кусты. За мысом острова в зарослях камышей, опустив трубу, прятался катер «Шутка». Он пропустил турецкий пароход мимо себя, а затем устремился за ним в погоню.

Газета «Кронштадтский вестник» 22 июня писала: «Вы знаете быстроту "Шутки": моментально он выскакивает из камышей, будучи вооружен миною, ударяет в борт парохода, соединяет проводники и увы! – взрыва не последовало; оказалось, что проводники в двух местах повреждены пулями. Можете себе представить под каким градом пуль и ядер было наступление и отступление! С парохода пущены были в дело и орудия, и штуцера, и револьверы, с монитора и батареи также. Между тем и с берега не переставали стрелять». Это был неравный бой. Впечатляет большая разница в размерах катера и парохода. Длина турецкого парохода насчитывала 180 футов (около 55 метров). Вооружение его состояло «из 4-х гладкостенных орудий 4-х и 9-ти фунтового калибра, расположенных по бортам – два на баке и два на шканцах позади трубы». В команде парохода числилось шесть офицеров и 65 нижних чинов. И все это против 11-ти метрового катера с двумя шестовыми минами и командой из восьми человек! Под шквальным обстрелом, с восьмью пробоинами, катер «Шутка» отступил. Команде приходилось безостановочно вычерпывать воду. Сделав большой обход вниз по Дунаю, катер удачно вышел в проток и присоединился к русской флотилии. Но и турецкий пароход ретировался к Рущуку, тем самым дав возможность закончить постановку минных заграждений. Лейтенант Скрыдлов во время этой дерзкой атаки получил множественные ранения в обе ноги и руку. Во время этого боя на катере находился и знаменитый художник В. Верещагин, он тоже был ранен «пулею навылет в ляшку». Его рана представляла собой канал длиной в два вершка (почти 9 см). Ранения у обоих были «без повреждения костей». По возвращении раненых отправили «на носилках и рыбацких лодках через болото в деревню Паропань, где находился ближайший медик». В машине на катере "Шутки" собрали больше пригоршни пуль. "Шутки", конечно, вся была пробита пулями. Фарватер все-таки удалось загородить минами, несмотря на сильный огонь».

За «молодецкий и неустрашимый поступок» лейтенанта Скрыдлова наградили орденом Св. Георгия 4-й степени, который на героя возложил сам император Александр II. Наградами была отмечена вся команда катера «Шутка». Позже за героическое участие в военных действиях Скрыдлов был награжден светло-бронзовой медалью «В память русско-турецкой войны 1877–1878» и румынским Железным Крестом.

Н.И. Скрыдлову, уже в звании вице-адмирала, довелось участвовать и в русско-японской войне 1904–1905 гг. Удивительным поворотом судьбы пути Скрыдлова и Верещагина, хоть и косвенно, но опять сошлись при трагических обстоятельствах этой войны. Тогда 31 марта 1904 г. на минах подорвался броненосец «Петропавловск», и в числе более чем 600 погибших офицеров и нижних чинов значились командующий Тихоокеанской эскадрой вице-адмирал С.О. Макаров и «свободный художник» В.В. Верещагин.

Высочайшим приказом от 1 апреля 1904 г. вице-адмирал Скрыдлов был назначен командующим флотом в Тихом океане. Телеграммой от 9 мая 1904 г. Скрыдлов сообщил наместнику его величества на Дальнем Востоке Е.И. Алексееву о вступлении в командование флотом, однако в декабре того же года он был возвращен в Петербург.

Через пять лет высочайшим приказом от 28 августа 1909 г. член Адмиралтейского совета вице-адмирал Н.И. Скрыдлов был произведен в адмиралы с последующим увольнением от службы.

Скончался Н.И. Скрыдлов в Петрограде 4 октября 1918 г.

Текст: Л.М. Карчанова, Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГАВМФ).

Изображение из открытых источников.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

  • Верещагин Василий Васильевич, русский живописец, писатель, один из самых известных баталистов второй половины XIX века;
  • Макаров Степан Осипович, русский военно-морской деятель, герой Русско-японской войны, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал, изобретатель минного транспорта и русской семафорной азбуки;
  • Романов Александр II Николаевич, император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский из династии Романовых, проводивший широкомасштабные реформы;
  • Романов Александр III Александрович, император Всероссийский, царь Польский, великий князь Финляндский, консерватор, проводивший контрреформы, а также русификацию нацокраин.

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9552 публикации
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_7565
Поделиться:

Интересно:

Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
27.12.2024 10:10 Персоны
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб. Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и...
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
27.12.2024 06:29 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные устройства для мониторинга здоровья, портативные биоанализаторы и другие...