12.02.2024 17:16
Новости.
Просмотров всего: 9083; сегодня: 2.

Икону XIV века после реставрации вернули в монастырь около Пскова

Икону XIV века после реставрации вернули в монастырь около Пскова

Сотрудники Псковского музея-заповедника передали в Спасо-Елеазаровский женский монастырь уникальную икону середины XIV века «Спас Елеазаровский». Впервые с 2010 года икона на некоторое время была возвращена в Псковский музей-заповедник для проведения необходимых реставрационных работ.

Икона находилась в музее около 5 месяцев. В течение этого времени музейщиками были проведены профилактические реставрационные работы для обеспечения сохранности уникального памятника иконописи. Причиной возвращения иконы в музейное пространство стала небольшая приподнятость, которая была выявлена сотрудниками Псковского музея в ходе профилактического осмотра.

– Хранение такой древней реликвии – это сложный процесс, который зависит и от температуры и влажности и от механической усталости материала. На последнем профилактическом осмотре иконы специалистами музея была замечена небольшая приподнятость. В таких случаях может ничего не случиться, а может что-то осыпаться, когда мы забрали Спас Вседержитель, была сделана маленькая профилактическая заклейка. Некоторое время назад мы провели необходимые реставрационные мероприятия и удалили заклейку, теперь можем возвращать в монастырь, у нас икона содержится в пассивной климат-витрине, а в монастыре она находится в специальном киоте с антивандальным стеклом и новейшим оборудованием, обеспечивающим необходимый микроклимат, – поделилась реставратор Псковского музея-заповедника Наталия Ткачева.

Икона «Спас Елеазаровский» является ценнейшим и одним из самых ранних образов древнерусской живописи. Образ происходит из собора Трех Святителей Спасо-Елеазаровского монастыря под Псковом, куда была перевезена из Великопустынского Спасо-Преображенского монастыря близ Пскова. По преданию, икона «явилась» в 1352 году и почиталась чудотворной.

Иконография традиционна, относится к распространенному типу «Христос Вседержитель» (Пантократор) – изображение Христа по пояс или до плеч с благословляющей правой рукой и Евангелием в левой. В целом икона архаична, но стиль ее противоречив. В ней угадывается высокий художественный образец, связанный с монументальными традициями живописи XIII столетия, однако по-своему осмысленный мастером, выразившим вкусы демократической среды.

Икона поступила в Псковский музей-заповедник не ранее начала XX века, а в 1927 году была передана на реставрацию в Центральные государственные реставрационные мастерские Москвы. В 1928 году образ вернулся в Псковский губернский музей. Икона «Спас Елеазаровский» долгие годы украшала выставку «Живопись древнего Пскова XIV– XVII вв.» в Поганкиных палатах.

В 2010 году в связи с обращением Псковской епархии и в соответствии с приказом Министерства культуры РФ икона была передана на временное хранение в Спасо-Елеазаровский женский монастырь. Для хранения древней святыни были созданы особые условия – специальный киот, который поддерживает необходимые условия для хранения. Икона «Спас Елеазаровский» находится под постоянным контролем хранителей, реставраторов и климатолога Псковского музея-заповедника, а специальное новейшее оборудование отслеживает состояние микроклимата в киоте и храме.

Фото: Псковский музей-заповедник.


Икону XIV века после реставрации вернули в монастырь около Пскова

Икону XIV века после реставрации вернули в монастырь около Пскова

Икону XIV века после реставрации вернули в монастырь около Пскова

Икону XIV века после реставрации вернули в монастырь около Пскова

Икону XIV века после реставрации вернули в монастырь около Пскова

Икону XIV века после реставрации вернули в монастырь около Пскова

Икону XIV века после реставрации вернули в монастырь около Пскова

Икону XIV века после реставрации вернули в монастырь около Пскова


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9563 публикации
Сайт: museumpskov.ru/news/muzejshhiki_vernuli_ikonu_spas_eleazarovskij_posle_restavraczii
Поделиться:

Интересно:

Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
28.12.2024 13:31 Аналитика
Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
Свечи вместо гирлянд, колядки вместо телевизора и письма вместо звонков: как отмечали новогодние праздники в XIX веке. В гости 1 января Традиция длинных новогодних праздников в России зародилась давно. В XIX веке торжества затевали с приходом Святок, целой череды...
Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
27.12.2024 10:10 Персоны
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб. Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и...
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...