13.10.2023 10:46
Мероприятия.
Просмотров всего: 15101; сегодня: 6.

Выставка к 145-летию художника Павла Кузнецова открыта в Петербурге

Выставка к 145-летию художника Павла Кузнецова открыта в Петербурге

На масштабной экспозиции, приуроченной к 145-летию мастера, представлено около 80 произведений разных периодов его творчества из коллекции Русского музея и частных собраний.

Творчество Кузнецова известно публике в основном знаменитыми картинами «степного» и «бухарского» циклов 1910-х. На нынешней экспозиции он раскрывается и как мастер, создавший немало произведений на темы нового колхозного и индустриального строительства в 1920-е – 1930-е. На выставке также представлены книги, альбомы, письма, фотографии и другие материалы, связанные с жизнью и творчеством Кузнецова. Именно в собрании Русского музея находятся вошедшие в золотой фонд отечественной живописи произведения Павла Кузнецова 1910-х годов – времени высшего расцвета его таланта – «Продавец птиц», «Стрижка овец», «Гадание».

В 1900-е Павел Кузнецов был видным представителем символизма в русском искусстве, организатором главной символистской выставки «Голубая роза» (1907) в Москве – знакового события эпохи Серебряного века. В конце 1900-х он отошел от прежних мотивов и стилистики. Судьбоносным стало для него обращение к Востоку. Из года в год мастер совершал поездки в заволжские («киргизские») степи (1909-1912), затем в древние центры Туркестана – Бухару и Самарканд (1912-1913). 1910-е стали временем высшего расцвета таланта Кузнецова.

В первом зале выставки можно увидеть работы «степного» цикла. «Дождь в степи» (1912) и «Степной пейзаж с юртами» (1911-1912) – панорамы степи с юртами и силуэтами людей вдали. На других картинах предстают степь и женщины за повседневными занятиями («В степи», «Стрижка овец», «У кошары», все – 1912; «В степи (Лежащая в юрте)», 1912-1913; «Вечер в степи», 1915-1916). В степях Заволжья, в простых, «от века» повторяющихся событиях Кузнецов нашел мудрый смысл жизни, гармоничное слияние с природой, утраченные европейской цивилизацией.

В представленных в этом же зале «бухарских» картинах, связанных с городской культурой, значительную роль играет изображение архитектуры («Продавец птиц», 1912). Тишина и покой господствуют в картинах «Гарем» (1912) и «Восточный мотив» (1912-1913). Спокойное созерцание на берегу, неторопливая беседа под сенью   чинары – таковы натурные сцены у бассейна («Чайхана», «У водоема», «Водоем» (все – 1912). Картина «Гадание» (1912), вероятно, тоже связана с Бухарой, с таинственной романтикой ее городской культуры. В Бухаре у Кузнецова появился и интерес к натюрморту («Натюрморт с подносом», 1916; «Натюрморт с хрусталем», около 1919).

Картины «степного» и «бухарского» циклов высоко оценивались критиками. Как можно увидеть на выставке, ими не исчерпывается творчество мастера в 1910-х. В 1912-м им создан портрет друга с юных лет, известного скульптора Александра Матвеева. В 1916–1917 годах Кузнецов исполнил для журнала «Аполлон» иллюстрации к поэме Николая Гумилева «Дитя Аллаха. Арабская сказка», созданные с учетом традиций восточной миниатюры.

Продолжают экспозицию произведения 1920-х. В 1923-м художник издал три альбома по мотивам путешествий 1910-х: два выпуска черно-белых литографий «Туркестан» и один цветных – «Горная Бухара». Гравюры содержат характерные мотивы «Востока» Кузнецова, но не повторяют композиции 1910-х («Узбечка», «Верблюды»).

С середины десятилетия Кузнецов работал в новых для него местах – в Крыму, на Северном Кавказе, в Грузии и Армении. Он писал горы и возделанные людьми холмистые пейзажи («Крымский пейзаж», 1926; «Чайная плантация в Грузии», 1928). Характерны для этого периода сцены труда с крупно взятыми фигурами (серия «Табачниц», 1925-1926; «Жницы», 1927; «Сбор винограда», 1928). Появились ставшие классикой национальной живописи полотна – «Крестьянки» (1926), «Отдых пастухов» (1927). Как и ранее, мастер писал портреты творческой интеллигенции: поэта Сергея Городецкого (1924), Александра Матвеева (1928).

В 1930-е мастер много работал, участвовал в выставках. На экспозиции можно увидеть оптимистичные и радостные работы, созданные в поездках по стране – изображения строек десятилетия («Канал Волга–Москва», 1934). Кузнецов запечатлел возведение зданий в столице Армении («Строительство новой улицы в Ереване», «Строительство в Армении» (все – 1931). Там же появились холсты «Ковровщицы» (1931), изображающие творческий труд мастериц.

Значительное место в творчестве Кузнецова по-прежнему занимало изображение работы на земле («Колхоз в Армении», 1936; «Колхозные стада», 1935-1936). Мастер писал сцены жатвы с просторами полей под ясным небом («Сбор хлеба на Кубани», 1938). Гармоничны и разнообразны натюрморты Кузнецова («Цветы и дыни», 1932; «Ромашки», конец 1930-х; «Натюрморт. Персики и яблоки», 1940).

В последнем зале экспозиции можно убедиться, что Кузнецов интенсивно трудился и в 1940-е – 1950-е. Накануне войны создан лиричный холст «Бебутова в Кратове», изображающий жену художника за написанием натюрморта. Радость наступившей мирной жизни ощущается в «Натюрморте с цветами» (1945). В 1950-е мастер сосредоточился на жанрах пейзажа и натюрморта («Цветы и виноград», 1953), реже создавая портреты («Портрет О. Л. Книппер-Чеховой», 1952). 

Выставка организована при поддержке Благотворительного фонда «Лукойл» и продлится до 29 января 2024 года.

Фото: Министерство культуры Российской Федерации.


Участники событий и другие указанные лица:

  • Гумилёв (Грант) Николай (Анатолий) Степанович, русский поэт, прозаик, драматург, переводчик и литературный критик, путешественник, африканист, муж Анны Ахматовой, отец Льва Гумилёва, расстрелян 26 августа 1921 года, посмертно реабилитирован.

Выставка к 145-летию художника Павла Кузнецова открыта в Петербурге

Выставка к 145-летию художника Павла Кузнецова открыта в Петербурге

Выставка к 145-летию художника Павла Кузнецова открыта в Петербурге

Выставка к 145-летию художника Павла Кузнецова открыта в Петербурге

Выставка к 145-летию художника Павла Кузнецова открыта в Петербурге


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9552 публикации
Сайт: culture.gov.ru/press/news/v_korpuse_benua_otkrylas_vystavka_pavel_varfolomeevich_kuznetsov_1878_1968_/
Поделиться:

Интересно:

Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
27.12.2024 10:10 Персоны
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб. Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и...
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
27.12.2024 06:29 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные устройства для мониторинга здоровья, портативные биоанализаторы и другие...