06.08.2023 10:13
Новости.
Просмотров всего: 47641; сегодня: 54.

В 1896 году впервые был утвержден праздник железнодорожников

В 1896 году впервые был утвержден праздник железнодорожников

В первое воскресенье августа в России, а также в некоторых странах СНГ отмечается профессиональный праздник железнодорожников. Фиксированная календарная дата – 25 июня (6 июля по новому стилю) – была установлена еще в 1896 г. и была связана с днем рождения императора Николая I – инициатора железнодорожного дела в стране. 

В приказе министра путей сообщения Российской империи князя М.И. Хилкова говорилось: «Государь император в ознаменование дня рождения императора Николая I, державной волею коего положено начало сооружения и эксплуатации железных дорог в России, по всеподданнейшему докладу нашему, 28 июня сего года высочайше повелеть изволил: установить ежегодное празднование годовщины императора Николая I всеми центральными и местными учреждениями, заведывающими железными дорогами в России». Дату регулярно отмечали вплоть до 1917 г., когда после Октябрьской революции все царские праздники были отменены.

Вновь традиция празднования возобновилась в 1936 г. Во время совещания работников железнодорожного транспорта в Москве 25–30 июля 1935 г. путейцы выдвинули предложение «…о дне железнодорожника как о дне максимальных трудовых усилий во славу Родины…» Новой датой праздника стало 30 июля. Но уже через несколько лет постановлением Совета народных комиссаров СССР от 9 июля 1940 г. было решено «установить празднование Всесоюзного дня железнодорожника в первый выходной день (воскресенье) августа месяца».

В фондах Российского государственного архива в г. Самаре (РГА в г. Самаре) представлены материалы, отображающие различные вехи железнодорожного строительства в Российской империи и Советском Союзе. Документы отложились более чем в 10 фондах и архивных коллекциях архива. Среди них – «Архивная коллекция. Проекты железных дорог Российской империи и СССР», «Государственный проектно-изыскательский институт «Гипропромтрансстрой» Министерства транспортного строительства СССР, г. Москва», «Московский государственный проектно-изыскательский институт «Мосгипротранс» Министерства транспортного строительства СССР и его предшественник, г. Москва».

Среди прочей документации отложились интересные материалы, относящиеся к сооружению Транссибирской и Байкало-Амурской магистрали, а также Волжской рокады, сыгравшей важную роль в снабжении Сталинграда в период Сталинградской битвы. Вашему вниманию предлагаются документы, иллюстрирующие ключевые вехи этих строительств.

Высочайший рескрипт о строительстве Транссибирской магистрали был подписан Александром III 29 (17) марта 1891 г. Выбор трассы для Транссиба курировало Русское географическое общество. Было предложено два варианта прокладки железнодорожной магистрали – северный и южный. В целом южный вариант был осуществлен к 1916 г., однако северный вариант являлся предметом обсуждений в рамках осуществления проекта «Второго Транссиба».

Северный вариант предполагал строительство железной дороги севернее озера Байкала, там, где в советские годы проложили Байкало-Амурскую магистраль. В июле и сентябре 1889 г. была снаряжена экспедиция и произведена железнодорожная разведка на северном участке предполагаемой трассы. Ее возглавил военный инженер, полковник Н.А. Волошинов. В районе северного Байкала его группой было выполнено около 7 тыс. верст глазомерных съемок. В результате Н.А. Волошинов пришел к выводу о невозможности прокладки железнодорожного пути: преодолеть хребты, полноводные реки, болота и мари в те годы ввиду отсутствия необходимой техники не представлялось возможным. Тем не менее, разведка местности и разного рода совещания о прокладке железнодорожного пути в бассейне р. Лены не прекращались.

В 1907–1908 гг. горным инженером В.П. Половниковым по инициативе Иркутского городского общественного управления были проведены изыскания по направлению Иркутск – Верхняя Лена – Бодайбо в районе р. Амур. В 1909 г. для разработки мер по улучшению существующих и устройству новых путей сообщения в Иркутской губернии была образована комиссия. Экономические аспекты железнодорожного строительства в бассейне р. Лены рассмотрел петербургский чиновник А.Е. Богдановский. Выводы, сделанные по итогам обследования, он доложил на совещании в резиденции иркутского генерал-губернатора Л.М. Князева. В форме экономической записки под названием «Ленская дорога и ее экономическое значение» доклад отпечатали типографским способом в Санкт-Петербурге в 1911 г.

Считая строительство Ленской железной дороги делом государственной важности, А.Е. Богдановский писал: «В результате обширный край, по территории равный девяти десятым Европейской России, превратится из поставщика исключительно одной пушнины и золота в край, который будет обеспечивать наш тыл и наши дальневосточные окраины в смысле получения мяса, рыбы и железа... С возникновением железнодорожной промышленности в Иркутском районе отпадет необходимость орудия и снаряды возить из-за Урала за тысячи верст... Наряду с упрочением нашего тыла в военном и политическом отношении, возможность пользоваться более дешевым местным железом будет содействовать экономическому росту окраины, так как откроется возможность более дешевого оборудования ее железными дорогами и пароходством. Таковы государственные выгоды от немедленного создания Ленской дороги, которая фактически присоединит к России богатейший край, занятый 300 лет назад и до сих пор так мало эксплуатируемый».

В 1911–1914 гг. были проведены изыскания на маршрутах Иркутск–Жигалово, Тыреть–Жигалово, Тулун–Усть-Кут, Тайшет–Усть-Кут. Однако строительству помешала революция 1917 г. Северный вариант Транссиба в качестве Байкало-Амурской магистрали был осуществлен уже в советский период.

В 1930 г. Центральный комитет ВКП(б) и Совет народных комиссаров СССР предложили проектным организациям Сибири и Дальнего Востока начать разработку планов строительства дороги. В 1932 г. вышло постановление СНК СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги», согласно которому было создано Управление строительства БАМ и были развернуты проектно-изыскательские работы. В 1933 г. на станции БАМ (небольшой разъезд вблизи Сковородино, построенный в 1932 г.) были уложены первые метры рельсов в северном направлении в сторону поселка Тындинский. В 1937 г. было принято решение о строительстве магистрали от Тайшета до Советской Гавани. Началась укладка пути на меридиональных линиях, которые должны были соединить БАМ с Транссибом. В 1940 г. открылось движение поездов на участке Известковая – Ургал. Однако в 1941 г. с началом Великой Отечественной войны уже уложенные пути были разобраны и использованы для строительства железнодорожной магистрали вдоль Волги – Волжской рокады. В целом с конца 1930-х до конца 1950-х гг. стройка на БАМе то начиналась, то вновь останавливалась. Серьезно и на новом уровне к вопросу постройки магистрали подошли в 1970-е гг., за 12 лет основные строительные работы были завершены. В фондах Гипропромтрансстроя и Мосгипротранса отложились интересные документы, представленные отчетной документацией экспедиций и фотоальбомами, которые подробно рассказывают о том, как проходили проектно-изыскательские работы в труднопроходимых районах Байкало-Амурской магистрали.

Сооружение Волжской рокады – железной дороги на правом берегу Волги от станции Иловля (80 км от Сталинграда) до станции Свияжск (30 км от Казани) протяженностью почти тысячу километров со станциями Саратов, Сызрань, Ульяновск – было осуществлено в 1942 г. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков отмечал: «Сооружение Волжской рокады обеспечило резервами и вооружением всю Сталинградскую битву, ознаменовавшую собой коренной перелом в ходе войны». Проектирование и строительство рокады проводилось силами Народного комиссариата внутренних дел и Народного комиссариата путей сообщения в рекордно короткие шесть месяцев. В фонде Гипропромтрансстроя отложились документы, раскрывающие процесс работы и снабжения различных проектных экспедиций. В качестве примера можно остановиться на годовом отчете по финансово-производственной деятельности Свияжской экспедиции за 1942 г., которая занималась проектированием участка Свияжск–Ульяновск. В отчете указывалось, что сжатые сроки сооружения рокады привели к необходимости отказаться от обычного последовательного порядка проектирования. Проектные работы проходили одновременно со строительством. Инженеры и техники, «работая двое за троих», своевременно обеспечили строительство проектами. В итоге указанный участок, как и вся Волжская рокада, были сданы в срок.

Текст: Д.А. Шаронин, канд. ист. наук, Российский государственный архив в г. Самаре.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

Тулун Иркутской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.


Карта железных дорог Российской империи. 1913 г. РГА в г. Самаре
Карта железных дорог Российской империи. 1913 г. РГА в г. Самаре

Транссибирская и Байкало-Амурская железнодорожная магистраль. СИФ РГА в г. Самаре
Транссибирская и Байкало-Амурская железнодорожная магистраль. СИФ РГА в г. Самаре

Ленская дорога и ее экономическое значение. Экономическая записка. А.Е. Богдановский. Санкт-Петербург. 1911 г. РГА в г. Самаре
Ленская дорога и ее экономическое значение. Экономическая записка. А.Е. Богдановский. Санкт-Петербург. 1911 г. РГА в г. Самаре

Ленская дорога и ее экономическое значение. Экономическая записка. А.Е. Богдановский. Санкт-Петербург. 1911 г. РГА в г. Самаре
Ленская дорога и ее экономическое значение. Экономическая записка. А.Е. Богдановский. Санкт-Петербург. 1911 г. РГА в г. Самаре

Мерзлотные явления на Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Гипропромтрансстрой. Плакат. 1944 г. РГА в г. Самаре
Мерзлотные явления на Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Гипропромтрансстрой. Плакат. 1944 г. РГА в г. Самаре

Проектно-изыскательские работы по подготовке трассы БАМ. Гипропромтрансстрой. 1939 г. РГА в г. Самаре
Проектно-изыскательские работы по подготовке трассы БАМ. Гипропромтрансстрой. 1939 г. РГА в г. Самаре

Укладка пути на железнодорожной линии БАМ–Тында. Мосгипротранс. 1974 г. РГА в г. Самаре
Укладка пути на железнодорожной линии БАМ–Тында. Мосгипротранс. 1974 г. РГА в г. Самаре

Из годового отчета по финансово-производственной деятельности Свияжской экспедиции за 1942 г. Гипропромтрансстрой. РГА в г. Самаре
Из годового отчета по финансово-производственной деятельности Свияжской экспедиции за 1942 г. Гипропромтрансстрой. РГА в г. Самаре

Тематические сайты: Железнодорожный транспорт, Инфраструктура, История, Строительство, ремонт, архитектура, ландшафт
Сайты субъектов РФ: Амурская область, Бурятия Республика, Волгоградская область, Забайкальский край, Иркутская область, Москва, Приморский край, Самарская область, Санкт-Петербург, Саратовская область, Саха (Якутия) Республика, Татарстан Республика, Ульяновская область, Хабаровский край, Челябинская область
Сайты столиц субъектов РФ: Волгоградская область - Волгоград, Иркутская область - Иркутск, Приморский край - Владивосток, Самарская область - Самара, Саратовская область - Саратов, Татарстан Республика - Казань, Ульяновская область - Ульяновск, Челябинская область - Челябинск
Сайты городов субъектов РФ: Волгоградская область - Волжский, Самарская область - Сызрань
Сайты моногородов субъектов РФ: Амурская область - Тында, Иркутская область - Тулун
Сайты федеральных округов РФ: Дальневосточный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Уральский федеральный округ, Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ
Сайты стран: Россия, СССР

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9552 публикации
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_5456
Поделиться:

Интересно:

Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
27.12.2024 10:10 Персоны
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб. Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и...
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
27.12.2024 06:29 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные устройства для мониторинга здоровья, портативные биоанализаторы и другие...