01.08.2023 13:42
Новости.
Просмотров всего: 7593; сегодня: 5.

День памяти русского поэта и дипломата Тютчева отметили в Петербурге

День памяти русского поэта и дипломата Тютчева отметили в Петербурге

К 150-летию со дня кончины великого русского поэта и дипломата Фёдора Ивановича Тютчева в Петербурге прошёл ряд памятных мероприятий.

У места упокоения, на православном кладбище Воскресенского Новодевичьего женского монастыря, 27 июля состоялась панихида и возложение цветов к могиле Тютчева. А днём ранее было организовано заседание «Дискуссионного клуба журналистов», посвящённое исторической личности не только поэта и дипломата, но и философа, а главное — истинного патриота России Фёдора Тютчева. «Родина на Неве» собрала мнения ценителей трудов Тютчева о малоизвестных сторонах его многогранной деятельности.

Сердце русского поэта-патриота, видного русского мыслителя, дипломата и тайного советника Фёдора Ивановича Тютчева перестало биться в Царском селе — 27 июля 1873 года. За 69 лет жизни Тютчев оставил яркий след в русской поэзии, публицистике, общественной мысли. Он был в числе людей, которые формировали внешнюю политику Российской империи в XIX веке. Деятельность Тютчева была связана с Министерством иностранных дел. В течение ряда лет Фёдор Иванович занимал должность старшего цензора Министерства иностранных дел, в обязанности которого входил анализ всей зарубежной печати. К слову, он был одним из первых, кто ввёл в политический лексикон царской России термин «русофобия».

Как отмечают исследователи, Тютчев в динамике наблюдал, как годами росло сопротивление Запада поступательному развитию России. Предчувствовал, что итогом этого противостояния станет большая европейская война. Так и произошло в годы Крымской войны 1853-1856 годов. Тютчев был ближайшим сподвижником и главным советником министра иностранных дел России А.М. Горчакова. В своей дипломатической деятельности поэт активно служил интересам России. На этом факте на торжественной панихиде 27 июля заострил внимание советник представительства МИД Санкт-Петербурга Андрей Сурогаев:

«Фёдор Тютчев всю свою жизнь посвятил дипломатическому поприщу — 44 года он находился на дипломатической службе, и душой болел за имидж страны за рубежом. Совместно с Горчаковым, он убеждал людей, что Россия не враг, а несёт всем пользу. Он писал статьи, полемизировал с сильными сего, в том числе, с канцлером Отто фон Бисмарком, тем, который объединил Германию “железом и кровью”», — высказался Андрей Сурогаев. Тютчев, по словам Сурогаева, видел альтернативы такому развитию. Представитель МИДа привёл стихотворение поэта «Два единства», написанное на закате дней поэта:

Из переполненной господним гневом чаши

Кровь льётся через край, и Запад тонет в ней.

Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши! —

Славянский мир, сомкнись тесней...

«Единство, — возвестил оракул наших дней, —

Быть может спаяно железом лишь и кровью...»

Но мы попробуем спаять его любовью, —

А там увидим, что прочней...

К своему поэтическому таланту, признанному всемирно, Фёдор Тютчев относился прохладно. «Мы знаем Тютчева, прежде всего, как великого поэта. Но он сам говорил, что не пишет стихи, а лишь “записывает” их и относился к ним рассеянно и прохладно, с долей самоиронии – это черта сильной личности. Известно, что когда опубликовались без его разрешения его стихи в пушкинском “Современнике” и были встречены самыми восторженными откликами, последовало лишь одно критическое замечание, что это “ворох ненужных вирш, выброшенных временем”. Это был сам Тютчев…» — напомнил в качестве штриха к портрету Тютчева деталь из биографии Андрей Сурогаев.

Член Всемирного клуба петербуржцев, действительный Русского географического общества, историк и писатель Владимир Дервенёв напомнил о том, что Фёдор Иванович Тютчев много сил отдавал противостоянию лживой пропаганде против России, потоку русофобии, который генерировался в Европе. «Делал это он успешно. Он перевербовал многих русофобов, и они стали русофилами. И он в ответ на русофобию стал родоначальником течения панславизма. В его мыслях было объединение всех христиан вокруг православной церкви», — прозвучали слова Дервенёва на торжественно-траурных мероприятиях.

Владимир Дервенёв привёл интересный факт о начале государевой службы Фёдора Тютчева: «В 1830-м году, находясь в Германии, Фёдор Иванович анонимно опубликовал за свои деньги брошюру, которая называлась “О ненависти Европы к России”. В очень скором времени эта брошюра оказалась в руках у государя-императора, и Николай Павлович, увидев, что мысли анонимного автора в этой брошюре целиком и полностью совпадают с его, вызвал начальника Третьего отделения Его величества канцелярии, и попросил найти автора этой брошюры. Через некоторое время, через посольство Российской империи в Мюнхене Фёдор Иванович получил приглашение к государю. <…> После небольшой беседы он был командирован в Мюнхен, где занимался тем, что противостоял той пропаганде, потоку русофобии, который лился на Россию из Европы».

Владимир Дервенёв также рассказал, что Всемирный клуб петербуржцев стал инициатором присвоения имени Тютчева безымянному скверу в Пушкине. На ближайшем заседании топонимической комиссии в Смольном это предложение будет рассмотрено.

Владимир Дервенёв раскрыл большой объём малоизвестной информации и Фёдоре Тютчеве на заседании «Дискуссионного клуба журналистов». В заседании также принял участие историк и публицист, главный редактор издания «Родина на Неве» Дмитрий Жвания. «Тютчев — это тот человек, который в политической мысли предвосхитил очень многое, и сейчас он чрезвычайно актуален, если почитать его политические статьи», — высказался Жвания. Он поделился впечатлениями от статьи Тютчева «Россия и революция»:

«Тютчев в этой статье противопоставляет Россию и революцию. Собственно, под революцией он подразумевает победивший либерализм. Россию он называет — и тогда это было справедливо — православной страной, христианской державой, но не только в силу того, что наш народ является христианским, но и благодаря тому, что этот народ обладает задушевностью. А революция, с точки зрения Тютчева, это открытый враг христианства…

Онтологическая сущность революции — это антихристинство, противопоставление Богу своей идеологии и потом — своей практики. Он пишет в письме от 12 апреля 1848 года, когда революция 1848 года бушует по всей Европе, во Франции, потом в Германии, что попытка выставить своё “я”, не желающее зависеть ни от чего, давно предпринималась в истории, но именно революция делает самовластие человека, возводит человеческое я в политическое и общественное право, и стремится таким образом завладеть обществом, завоевать его. И это новшество получило свой импульс во время Французской революции 1789 года.

Я не буду затрагивать тему, каким образом эта онтологическая идея революции отразилась на нашей истории во время Гражданской войны и в годы советской власти. Самые очевидные примеры — это сносы храмов, гонения на Церковь…

Что ещё важно в этом письме? “Запад уходит со сцены, — пишет он. — Всё рушится и гибнет во всеобщем мировом пожаре. Европа Карла Великого и Европа трактатов 1815 года, Римское папство и все западные королевства, католицизм и протестантизм — уже давно утраченная вера, и доведённый до бессмыслия разум, невозможный отныне порядок и невозможна отныне свобода”. Мощно. И это в апреле 1848 года, когда многие другие русские мыслители не только восхищались событиями, но и участвовали в них. <…>

То, что мы сегодня с вами видим в области идеологического противостояния, очень напоминает то, что писал почти 180 лет назад Тютчев. Именно то, что он называет революцией, это и есть тот агрессивный либерализм, который ставит в центр своей парадигмы, своей идеологии даже не человека, а модифицированного человека. Это логическое развитие того, что заприметил Тютчев в середине XIX века — новый гуманизм.

Тютчев не был, как говорят в нынешнем либеральном оппозиционном сленге, “ватником”. Он был не то чтобы либералом, но он ценил свободу, когда эта свобода ответственна. И обсуждая вопросы цензуры, в другом письме он пишет: “Надо ли в тысячный раз настаивать на факте, очевидность которого бросается в глаза везде — где свободы прений нет в достаточной мере, невозможно достичь чего-либо ни в нравственном, ни в умственном отношении”. Развивая дальше свою мысль, он пишет, что подобное “держимордство” сильно раздражает людей и общество. Но при этом такие возмущение злоупотреблениями соседствуют в душе нашего общества со священной верой в чистые и открытые, благосклонные намерения государя.

Ещё я открыл для себя, что Тютчев был геополитиком. У него был очень интересный геополитический проект — имперский, в чём-то славянофильский: “Православная церковь — это душа империи, пишет он, а славянское племя — это его тело”».

Текст: Юлия Медведева.

Фото: МИД России.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9552 публикации
Сайт: rodinananeve.ru/fyodor-tyutchev-poet-diplomat-i-providecz/
Поделиться:

Интересно:

Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
27.12.2024 10:10 Персоны
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб. Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и...
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
27.12.2024 06:29 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные устройства для мониторинга здоровья, портативные биоанализаторы и другие...