12.05.2023 13:38
Новости.
Просмотров всего: 7329; сегодня: 2.

«Ленфильм» – первая киностудия в стране

«Ленфильм» – первая киностудия в стране

Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина в рамках празднования 320-летия со дня основания Санкт-Петербурга подготовила раздел о старейшей российской киностудии «Ленфильм».

В этом году отмечает своё 320-летие «самый умышленный город» нашей страны Санкт-Петербург. Созданный по проекту императора Петра Великого город с момента своего появления не переставал удивлять современников – скоростью, с которой шло строительство, красотой, достижениями науки и культуры. Именно здесь появилось первое в стране электрическое уличное освещение, здесь же в театре «Аквариум» в 1896 году состоялся первый в России киносеанс – всего через несколько месяцев после знаменитого киносеанса братьев Люмьер в Париже. Здесь появилась в 1914 году первая российская государственная кинофабрика, которая, претерпев череду преобразований и переименований, через два десятилетия превратилась в «Ленфильм».

Фонд Президентской библиотеки позволяет всем желающим прикоснуться к истории нашего кинематографа, изучить историю создания в Ленинграде знаменитых кинокартин, увидеть афиши к фильмам, ставшим визитной карточкой Ленинградской киностудии.

Стоит отметить, что первый российский игровой фильм был снят недалеко от Петербурга, на озере Разлив в 1908 году. Это была картина «Понизовая вольница» (другое название – «Стенька Разин и княжна»). Характерно, что «уже в первые годы своего существования молодой российский кинематограф наряду с популистскими („массовыми“) картинами перенёс на экран десятки произведений Пушкина, Гоголя, Достоевского, Л. Толстого», – рассказывает в статье «Петербургское кино и русская культура» писатель Александр Казин.

С 1920-х годов на ленинградской киностудии (название «Ленфильм» появилось только в 1934 году) стали работать Григорий Козинцев и Леонид Трауберг, которые после экспериментальных театральных постановок и пары короткометражек в 1926 году сняли по сценарию Юрия Тынянова фильм «Шинель», ставший одним из шедевров советского немого кино. В дальнейшем с их именами был связан расцвет «Ленфильма» и в целом кино в стране. Режиссёры сняли трилогию «Юность Максима», «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона».

Ленинградский кинематограф тех лет – это народный фильм, в котором коммунистические идеи находят отражение в исконно русских чертах характера – жажде общего дела, стремлении трудиться на благо ближнего. В это же время, в 1930 годы, братья Васильевы снимают на «Ленфильме» «Чапаева», В. Петров – «Петра Первого», С. Герасимов – «Семеро смелых». Посмотреть афиши и плакаты к ним можно на портале Президентской библиотеки.

В фонде библиотеки хранятся киносценарий и другие материалы о создании двухсерийной политической драмы режиссёра Фридриха Эрмлера «Великий гражданин» (1937, 1939 годы). В основу сюжета фильма была положена официальная в тот период версия истории жизни и смерти Сергея Кирова.

Ленфильм продолжал работать и в военные годы. В начале Великой Отечественной войны работники киностудии стали выпускать боевые киносборники. На высшем уровне было принято решение эвакуировать «Ленфильм» из города, которому грозило окружение. По имеющимся в фонде библиотеки архивным документам видно, что распоряжения председателя Правительственной комиссии по эвакуации киностудии «Ленфильм», ее работников и оборудования в Казахскую ССР датированы 15 и 17 августа 1941 года. То есть эшелон с кинематографистами успел выехать в Алма-Ату буквально в последние дни перед тем, как сомкнулось кольцо блокады. Работа продолжилась: в военные годы сняли фильмы «Воздушный извозчик», «Актриса», «Небесный тихоход», которые вскоре вошли в золотой фонд студии и полюбились зрителям. К военной теме киностудия города-героя возвращалась и потом. На студии «Ленфильм» были сняты «Дорогой мой человек», «Балтийское небо», «Женя, Женечка и „Катюша“». 359 ленфильмовцев отдали свои жизни на фронте и в осажденном Ленинграде.

Съёмка фильмов, подготовка их к выпуску не всегда проходили гладко даже в мирное время. Так случилось с сериалом «Противостояние», снятом по роману Юлиана Семёнова на киностудии «Ленфильм» в 1985 году. В Президентской библиотеке сохранился сценарий и режиссёрская разработка фильма Семена Арановича. В читальном зале можно посмотреть и письма «о замечаниях по приемке в Госкино телевизионного фильма „Противостояние“, 1985 г.»

«Фильм нам всем понравился», – пишет заместитель председателя Гостелерадио СССР Владимир Попов директору киностудии «Ленфильм» Виталию Аксёнову. Однако далее добавляет, что картину необходимо освободить «от части неорганичного для неё словесного и изобразительного материала». Сделать это надо, «чтобы не возникало неправильное политико-эстетическое ощущение» и чтобы «верно ориентировать зрителей в важных политических и нравственных проблемах, которые содержатся в фильме». В предложенной редакции «картина не может быть принята», – заключает Попов.

В фонд Президентской библиотеки продолжают поступать цифровые копии интересных и ранее малодоступных читателям материалов по истории нашей страны и неразрывно с ней связанной истории российского кинематографа. На портале библиотеки представлена коллекция «К году российского кино», в которую вошло более 600 единиц хранения: официальные документы, исследования, афиши, плакаты, открытки, отражающие этапы развития отечественного кинематографа с 1914 года по настоящее время.

Источник: https://www.prlib.ru/news/1878295

Изображение: Киноплакат к фильму «Возвращение Максима». Длугач Михаил Оскарович (художник, 1893-1988). ОАО Киностудия "Ленфильм". Президентская библиотека.



Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9563 публикации
Поделиться:

Интересно:

Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
28.12.2024 13:31 Аналитика
Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
Свечи вместо гирлянд, колядки вместо телевизора и письма вместо звонков: как отмечали новогодние праздники в XIX веке. В гости 1 января Традиция длинных новогодних праздников в России зародилась давно. В XIX веке торжества затевали с приходом Святок, целой череды...
Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
27.12.2024 10:10 Персоны
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб. Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и...
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...