10.05.2023 12:29
Новости.
Просмотров всего: 14398; сегодня: 7.

«Выше всех!» - из истории советских стратостатов

«Выше всех!» - из истории советских стратостатов

Пожалуй, именно в 1920–1940-х гг. освоение воздушного пространства во всем мире получило свое наибольшее развитие. Это было время «взрыва» технической и конструкторской мысли. Аэропланы, дирижабли, автожиры, стратостаты – конструкторы по всему миру изобретали новые и технически совершенные летательные аппараты. Кто будет быстрее, кто взлетит выше?

Одной из страниц этого состязания стран и конструкторских бюро стала история освоения стратосферы – слоя атмосферы на высотах от 11 до 50 км. Начальник Бюро особых конструкций завода № 35 В.А. Чижевский в 1934 г. писал: «Изучение и освоение стратосферы приобрело в настоящий момент чрезвычайно большое, как научное, так и военное значение. …Упорная борьба за каждые 100 метров ведется во всех странах. Организуются специальные стратосферные школы по подготовке летного персонала, изучается влияние стратосферы на человека, строятся камеры для высотных моторов и т.п.».

Первые подъемы человека в стратосферу начались в 1927 г., когда капитан армии США Хоторн Грей поднялся в открытой кабине аэростата на высоту 12 945 м. Дальнейшее исследование продолжилось на высотных аппаратах с герметичной гондолой. 27 мая 1931 г. первый такой стратостат профессора Огюста Пиккара достиг рекордной высоты 15 781 м. Стратостаты начали строить во многих странах.

СССР, начиная с 1932 г., также принял активное участие в покорении верхних слоев атмосферы. Постройка стратостатов шла по двум линиям – Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахима) и Управления Военно-воздушных сил Красной армии.

По линии ВВС работу по созданию стратостата возглавил командир-комиссар 4-го Воздуходивизиона Г.А. Прокофьев. Созданием аэростата занимались Научно-исследовательский институт резиновой промышленности (НИИРП) и завод «Каучук». Гондолу проектировал Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), за приборы отвечали Военно-воздушная академия, Военно-техническая академия, Геофизический институт, ЦАГИ, академик А.Ф. Иоффе и профессор-метеоролог П.А. Молчанов. Военно-санитарным институтом РККА разрабатывался план медицинского сопровождения полета и создания приборов для изучения организма человека в стратосфере. Вопросы общего руководства проекта курировал начальник Штаба ВВС РККА С.А. Меженинов, затем его сменил В.В. Хрипин.

Старт стратостата «СССР-1» состоялся 30 сентября 1933 г. в подмосковной Коломне. Этот первый полет стал самым удачным из запусков стратостатов в СССР в довоенное время. Аппарат поднялся на высоту 19 000 м, была полностью выполнена программа научных исследований: произведено измерение интенсивности космических лучей, взяты пробы воздуха.

Постановлением Президиума Центрального исполнительного комитета СССР от 14 ноября 1933 г. организаторы и участники полета получили различные правительственные награды. Члены экипажа стратостата – Г.А. Прокофьев, К.Д. Годунов, Э.К. Бирнбаум были награждены орденами Ленина.

Главным соперником «СССР-1» стал аппарат, создававшийся при участии Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству. Стратостат «Осоавиахим-1», разработанный и построенный в Бюро воздушной техники Ленинградского областного совета Осоавиахима, был перевезен в Москву. Старт намечался на 30 сентября 1933 г., однако из-за погодных условий был отложен. Но стратонавты не хотели ждать слишком долго, и полет было решено приурочить к XVII съезду Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). К сожалению, аппарат имел значительные недоработки. Комиссия, проверявшая его готовность к полету, отметила целый ряд конструктивных недостатков, прежде всего относящихся к обеспечению безопасности полета. Тем не менее, к полету «Осоавиахим-1» был допущен.

30 января 1934 г. «Осоавиахим-1» поднялся в воздух. Экипаж стратостата состоял из трех человек: командира – военного воздухоплавателя-инженера П.Ф. Федосеенко, инженера А.Б. Васенко и научного сотрудника И.Д. Усыскина. Воздухоплаватели достигли высоты 22 000 м, провели запланированные научные исследования, затем отправили приветственную телеграмму делегатам XVII съезда ВКП(б). Проблемы начались при снижении: вследствие чрезмерного охлаждения скорость стратостата возросла, крепления лопнули, и гондола оторвалась от воздушного шара. Все члены экипажа погибли.

Страна воздала последние почести погибшим героям. Посмертно все члены экипажа был награждены орденом Ленина, урны с прахом стратонавтов были захоронены в Кремлевской стене. После гибели «Осовиахима-1» последовала целая череда неудачных, а подчас и трагических полетов.

Третьим стратостатом в программе был «СССР-2». Одним из новых технических решений, примененных при его создании, стала замена материала оболочки аэростата. В декабре 1933 г. нарком по военным и морским делам СССР К.Е. Ворошилов докладывал в Совет труда и обороны: «Материалом для оболочки стратостата намечается прорезиненный шелк вместо перкаля…».

Ранним утром 5 сентября 1934 г. аппарат готовили к запуску, но при заполнении оболочки водородом неожиданно произошло возгорание. Одной искры оказалось достаточно, чтобы всего за пять минут огонь полностью уничтожил стратостат. К счастью, никто из технического персонала и членов экипажа не погиб.

В тот же день была создана правительственная комиссия для рассмотрения причин гибели стратостата. В ходе работы члены комиссии наиболее вероятной причиной пожара посчитали «явление электрических разрядов в оболочке».

5 марта 1935 г., в процессе подготовки следующего полета в стратосферу, вышло постановление Совета труда и обороны № С-19сс «О полетах в стратосферу на стратостатах». Согласно данному постановлению были проведены работы по усовершенствованию аппарата «СССР-1», и 26 июня 1935 г. состоялся полет «СССР-1-бис». Стратостат поднялся на высоту 16 200 м. Были произведены необходимые измерения, экипаж начал снижение, но внезапно шар начал стремительно терять высоту. Командир Х.Я. Зилле приказал экипажу прыгать с парашютом, сам же остался в кабине. За счет новой конструкции креплений «СССР-1-бис» перешел в парашютирование-скольжение и приземлился достаточно мягко. Все научное оборудование кабины, включая весьма хрупкие приборы, оказалось в полной исправности.

Параллельно с «СССР-1-бис» начал готовиться к полету «СССР-3». В ночь с 17 на 18 июля 1937 г. был дан старт, стратостат уже поднялся на высоту 700–800 м, но внезапно газ начал уходить из оболочки, и аппарат стал резко терять высоту. Команда не успела воспользоваться парашютами и при приземлении получила многочисленные ушибы и травмы.

Относительно удачным можно назвать полет стратостата «СССР ВР-60. Комсомол». Он состоялся 12 октября 1939 г. Отличный взлет, длительный полет на высоте 16 000 м и проблемы при спуске – загорелась оболочка. Экипаж успел покинуть аппарат на парашютах.

Еще одним провалом стал старт стратостата «Осоавиахим-2» 22 июня 1940 г. Аппарат был построен в 1937 г. и был одним из лучших по технической оснащенности в мире. Планировалось, что «Осоавиахим-2» побьет американский мировой рекорд подъема на 22 050 м, установленный 11 ноября 1935 г. на стратостате «Explorer». Однако, в первые же минуты взлета, на высоте 10–12 м произошло неожиданное самоотделение гондолы от оболочки. Она упала на землю, экипаж отделался ушибами.

После аварии «Осоавиахима-2» идея стратосферных полетов была окончательно дискредитирована. Новый начальник ВВС Я.П. Смушкевич писал в докладной записке наркому обороны С.К. Тимошенко: «Продолжать практику стратосферных полетов в таком неорганизованном виде я считаю нецелесообразным и компрометирующим столь серьезное дело».

А вскоре началась война, и про высотные полеты пришлось надолго забыть. Однако, в развитии знаний о строении атмосферы, опыт стратонавтов сыграл огромную роль. Разработки инженеров, занимавшихся конструкцией гондол, нашли свое применение в создании космической техники.

Автор: Л.Г. Костарева, Российский государственный военный архив (РГВА)

Источник: https://vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_4909


Участники событий и другие указанные лица:


Выписка из протокола № 26 заседания Революционного Военного Совета СССР от 11 декабря 1932 г. об организации работ полета в стратосферу. 11 декабря 1932 г. РГВА. Ф. 29. Оп. 76. Д. 214. Л. 1. Подлинник
Выписка из протокола № 26 заседания Революционного Военного Совета СССР от 11 декабря 1932 г. об организации работ полета в стратосферу. 11 декабря 1932 г. РГВА. Ф. 29. Оп. 76. Д. 214. Л. 1. Подлинник

Гондола стратостата «СССР-1», спроектированная начальником Бюро особых конструкций ЦАГИ В.А Чижевским и изготовленная на Московском авиационном заводе № 39 имени В.Р. Менжинского. 1933 г. РГВА
Гондола стратостата «СССР-1», спроектированная начальником Бюро особых конструкций ЦАГИ В.А Чижевским и изготовленная на Московском авиационном заводе № 39 имени В.Р. Менжинского. 1933 г. РГВА

Гондола стратостата «Осоавиахим-1». 1933–1934 гг. Фотография. Автор не установлен. РГВА. Ф. 33987. Оп. 3а. Д. 698. Л. 27об.
Гондола стратостата «Осоавиахим-1». 1933–1934 гг. Фотография. Автор не установлен. РГВА. Ф. 33987. Оп. 3а. Д. 698. Л. 27об.

Старт стратостата «Осоавиахим-1». 30 января 1934 г. Фотография. Автор не установлен. РГВА. Ф. 33987. Оп. 3а. Д. 698. Л. 27об.
Старт стратостата «Осоавиахим-1». 30 января 1934 г. Фотография. Автор не установлен. РГВА. Ф. 33987. Оп. 3а. Д. 698. Л. 27об.

Образец материала баллона стратостата «СССР-2». Прорезиненный шелк. 1934 г. РГВА.Ф. 33987. Оп. 3а. Д. 1345. Л. 1.
Образец материала баллона стратостата «СССР-2». Прорезиненный шелк. 1934 г. РГВА.Ф. 33987. Оп. 3а. Д. 1345. Л. 1.

Сводная таблица выводов из обследования причин возгорания оболочки стратостата «СССР-2». 17 сентября 1934 г. РГВА. 29. Оп. 35. Д.46. Л. 89–89об. Подлинник.
Сводная таблица выводов из обследования причин возгорания оболочки стратостата «СССР-2». 17 сентября 1934 г. РГВА. 29. Оп. 35. Д.46. Л. 89–89об. Подлинник.

Сводная таблица выводов из обследования причин возгорания оболочки стратостата «СССР-2». 17 сентября 1934 г. РГВА. 29. Оп. 35. Д.46. Л. 89–89об. Подлинник.
Сводная таблица выводов из обследования причин возгорания оболочки стратостата «СССР-2». 17 сентября 1934 г. РГВА. 29. Оп. 35. Д.46. Л. 89–89об. Подлинник.

Рисунок положения оболочки стратостата «СССР-1-бис» при спуске. Момент парашютирования скольжения. Автор не установлен. 1935 г. РГВА. Ф. 29. Оп. 76. Д. 139. Л. 60. Подлинник.
Рисунок положения оболочки стратостата «СССР-1-бис» при спуске. Момент парашютирования скольжения. Автор не установлен. 1935 г. РГВА. Ф. 29. Оп. 76. Д. 139. Л. 60. Подлинник.

Экипаж стратостата «СССР-1-бис» (справа налево): командир К.Я. Зилле, инженер Ю.Г. Прилуцкий, профессор А.Б. Вериго. 25 июня 1935 г. Фотография. Автор не установлен. РГВА. Ф. 33987. Оп. 3а. Д. 800. Л.
Экипаж стратостата «СССР-1-бис» (справа налево): командир К.Я. Зилле, инженер Ю.Г. Прилуцкий, профессор А.Б. Вериго. 25 июня 1935 г. Фотография. Автор не установлен. РГВА. Ф. 33987. Оп. 3а. Д. 800. Л.


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9552 публикации
Поделиться:

Интересно:

Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
27.12.2024 10:10 Персоны
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб. Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и...
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
27.12.2024 06:29 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные устройства для мониторинга здоровья, портативные биоанализаторы и другие...