27.03.2023 16:30
Новости.
Просмотров всего: 7711; сегодня: 6.

Поисковики Татарстана вернулись из очередной экспедиции

Поисковики Татарстана вернулись из очередной экспедиции

В период с 18 по 25 марта 2023 года инициативной группой проекта «Крылья Татарстана» из представителей поисковых отрядов «Разведка», «Бентос», «Татнефть-Поиск» Региональной молодежной общественной организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан совместно с представителями поискового отряда «Икар» (г. Мурманск), аквалангистами мурманского дайвинг-клуба, представителями музейного комплекса «Экологический этнографический комплекс «Поморская Тоня Тетрина», были продолжены работы на месте падения самолета Пе-3бис из состава 95-го истребительного авиационного полка Особой морской авиагруппы ВВС СФ, пропавшего без вести при перелете с аэродрома Ваега (г. Североморск Мурманской области) на аэродром Ягодник (г. Архангельск) 8 мая 1943 года.

Тогда, 8 мая 1943 года при перелете пропали без вести два самолета Пе-3. Один из них, разбился в районе Бабозера. Место его падения было обследовано инициативной группой проекта «Крылья Татарстана» в мае 2021 года.

Экипаж погибшего самолета в составе летчика, младшего лейтенанта Свириденко Ивана Ермолаевича, штурмана, младшего лейтенанта Лудцева Степана Федоровича, механика по радио, старшего техника-лейтенанта Бойцова Ивана Николаевича, и авиамеханика старшего, техника-лейтенанта Грудина Василия Александровича были изначально захоронены 5 июня 1958 года захоронены в поселке Краснощелье Ловозерского района Мурманской области, а 7 сентября 1967 года их торжественно перезахоронили в центральном поселке района Ловозеро, на берегу реки Вирма.

История же самолета, который обследовали поисковики в этот раз была следующей:

Первоначально место падения удалось найти охотникам из села Варзуга в мае 1947 года. Тогда было обнаружено тело одного погибшего члена экипажа, и перевезено в село Варзуга и похоронено на сельском погосте (Успенское кладбище). У погибшего были обнаружены орден Красной Звезды и документы на имя старшего авиамеханика 2-й АЭ, старшего техника-лейтенанта Ивана Михайловича Дробного. В 1982 году, на сельском кладбище были захоронены останки еще одного члена экипажа, тоже доставленного охотниками с этого же самолета. Имя погибшего установить не удалось. После этого, в 1983 году на месте падения самолета побывали военнослужащие ВВС Северного флота под руководством полковника Владилена Алексеевича Бондаренко (начальник отдела кадров ВВС СФ), который был идейным вдохновителем и создателем музея авиации ВВС СФ в поселке Сафоново Мурманской области. В октябре 1985 года на место падения самолета военнослужащими Северного флота была предпринята еще одна экспедиция, с целью вывести для музея хорошо сохранившийся хвост самолета. При обследовании были обнаружены еще разрозненные останки членов экипажа самолета, и они так же были доставлены в село Варзугу, а в 1986 году были захоронены в уже существующую братскую могилу. Кроме этого, В.А. Бондаренко была проведена большая архивно-исследовательская работа, благодаря которой удалось установить имена членов экипажа погибшего самолета и находящихся на его борту пассажиров. Так стало известно, что 8 мая 1943 года погибли:

- летчик 2 АЭ старшина (младший лейтенант с 18.04.43г.) Новиков Иван Никифорович, 1923 г.р.;

- воздушный стрелок-бомбардир 2 АЭ младший лейтенант Соколов Михаил Дмитриевич, 1917 г.р;

- авиамеханик 2 АЭ старший техник-лейтенант Бройтман Цезарь Петрович, 1915 г.р.;

- старший авиамеханик 2 АЭ старший техник-лейтенант Дробный Иван Михайлович, 1918 г.р.

Кроме этого на борту самолета находился заместитель командира 2 АЭ по политчасти, капитан Стерин Григорий Абрамович 1915 г.р. Это удалось выяснить В.А. Бондаренко при переписке с ветеранами 95-го ИАП и проведении архивно-исследовательской работы. Так как, изначально, в соответствии с оперативной сводкой штаба ВВС СФ, капитан Г.А. Стерин значился пропавшим без вести в составе экипажа старшины Свириденко, который разился у Бабозера.   

В результате проведенной поисковой экспедиции на этом месте в июне 2022 года, были обнаружены останки еще одного члена экипажа самолета, не найденного ранее. При погибшем были обнаружены личные вещи, истлевший партийный билет и медаль «За боевые заслуги», которой в мае 1942 года был награжден Цезарь Петрович Бройтман.

Останки погибшего и личные вещи, были переданы поисковиками руководителю проекта «Историко-этнографический комплекс тоня Тетрина. Реконструкция поморской тони» Александру Борисовичу Комарову (п.Умба) для дальнейшего захоронения, по согласованию с администрацией Терского района Мурманской области в селе Варзуга, где похоронены останки других членов экипажа погибшего самолета.

Для объективности, следует отметить, что со слов местных жителей в конце 80-х – начале 90-х годов, в село Варзугу приезжали военнослужащие одного из авиагарнизонов ВВС СФ, для переноса братской могилы. Забрали с могилы немного земли, и убрали установленный на могиле обелиск. Тем самым, в 1992 году на воинском кладбище в пос. Катунино Приморского района Архангельской области (а это по прямой 290 километров, через всё Белое море) появилась братская могила экипажа данного самолета. Воинское захоронение было паспортизировано и в учетной карточке указаны имена погибших.

В 2021 году инициативной группой проекта «Историко-этнографический комплекс тоня Тетрина. Реконструкция поморской тони» (пос. Умба Терский район Мурманской области) уничтоженное воинское захоронение на Успенском кладбище в селе Варзуга, было восстановлено. Причем, на могилу был установлен именно тот бетонный обелиск с красной звездой, который возвышался над ней ранее, и находился поваленным рядом со старой могилой.

Тем самым, после проведения торжественно-траурной церемонии захоронения останков старшего техника-лейтенанта Ц.П. Бройтмана в селе Варзуга, поисковикам совместно с местными органными власти и военного управления, еще придётся привести в соответствие, документы учета воинских захоронений, как в самой Варзуге, так и в поселке Катунино Архангельской области.

В результате состоявшейся в настоящее время экспедиции, поисковиками были извлечены из болота многочисленные обломки и фрагменты самолета, которые в последствии будут использованы в проекте «Крылья Татарстана» по восстановлению и реставрации в Казани самолета Пе-2 и пополнения музейной коллекции под открытом небом на базе музейного комплекса «Экологический этнографический комплекс «Поморская тоня Тетрина» (Терский район Мурманской области). 

Фото: Поисковое движение России.


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12064 публикации
Сайт: rf-poisk.ru/news/13881/
Поделиться:

Интересно:

Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
28.12.2024 13:31 Аналитика
Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
Свечи вместо гирлянд, колядки вместо телевизора и письма вместо звонков: как отмечали новогодние праздники в XIX веке. В гости 1 января Традиция длинных новогодних праздников в России зародилась давно. В XIX веке торжества затевали с приходом Святок, целой череды...
Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
27.12.2024 10:10 Персоны
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб. Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и...
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...