11.01.2023 03:08
Персоны.
Просмотров всего: 11930; сегодня: 1.

75-летие российского драматурга Степана Лобозерова

75-летие российского драматурга Степана Лобозерова

Государственный русский драматический театр им. Н.А. Бестужева в апреле готовит премьеру по пьесе «Маленький спектакль на лоне природы».

- Именно этим спектаклем театр открыл Степана Лобозерова для всей страны в далеком 1982 году, - отмечает Соелма Дагаева, министр культуры Бурятии.

Степан Лукич Лобозеров родился 6 января 1948 года в селе Большой Куналей, Тарбагатайского района Бурятской АССР. Окончил культпросвет училище, Восточно-Сибирский государственный институт культуры г. Улан-Удэ, высшие режиссерские курсы при ГИТИСе (1983-1984 гг.), Литературный институт имени Максима Горького (1988-1989 гг.) - мастерская Виктора Розова, г. Москва.

Как сообщили в министерстве культуры Бурятии, Степан Лукич - член Союза писателей СССР (1986 г.), заслуженный деятель искусств Бурятии, Член Союза писателей СССР (1986). Лауреат Государственной премии Бурятской АССР (1987), премии "Дебют 1986-1987 гг., журнала "Театральная жизнь" (1987), Всесоюзного конкурса молодых драматургов (1988).

Автор многочисленных драматургических произведений, которым был уготован шумный успех на различных сценических площадках России: "Маленький спектакль на лоне природы" (1982), "По соседству мы живем" (1986), "От субботы к воскресенью" (1988), "Коммерсанты" (1990), "Семейный портрет с посторонним" (1991), "Его алмазы и изумруды" (1997),  «Семейный портрет с дензнаками» (2001), «В ста шагах от праздника» (2007). «Вечерний звон» (2011).

В 90-е годы пьесы Степана Лобозерова одновременно ставились на сценах более 200 российских театров, таких как: Московский художественный академический театр им. М. Горького, Московский драматический театр им. М.Н. Ермоловой, Санкт-Петербургский Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербургский академический театр комедии им. Н.П. Акимова и многие другие. В 2004 году по сценарию Степана Лобозерова на большие экраны вышел фильм «Именины» (в главной роли — Игорь Петренко) по мотивам пьесы автора «Семейный портрет глазами постороннего».

В истории театра было восемь постановок по произведениям Лобозерова: в 1982г., 1985г., 1988г., 1990г., 1998г., 2001г., 2007г., 2012г. Государственный русский театр по праву может считать, что  именно с его «легкой руки» пьесы Лобозерова приобрели известность и  популярность, стали событием в театральной жизни, внесли значительный вклад в развитие культуры и искусства. Участие в различных творческих, гастрольных проектах спектаклей по его пьесам С.Л. Лобозерова способствовали пропаганде культурной жизни республики далеко за ее пределами.

Имя драматурга Лобозерова впервые зазвучало в начале 1980-х годов. Государственному русскому драматическому театру Бурятии принадлежит честь «открытия» этого имени. В декабре 1982 года на сцене театра была поставлена первая пьеса «Маленький спектакль на лоне природы» (постановщики: режиссер, заслуженный деятель искусств Бурятской АССР А. Бурков, художник - заслуженный деятель искусств Бурятской АССР, лауреат Республиканских премий В. Бройко). А на следующий год с этим спектаклем драматургия Лобозерова вошла на сцену московского театра во время проведения Декады бурятского искусства и литературы и, проходивших в ее рамках, гастролей русского драматического театра. Именно тогда улан-удэнцы открыли для Москвы, а затем и для страны Степана Лобозерова.

Драматург получил приз журнала «Театральная жизнь» за «Лучший спектакль года», что фактически означало десятилетие бесперебойного проката пьесы в театрах страны. В 1984 году Лобозеров стал обладателем диплома Всероссийского театрального фестиваля музыкальных, драматических театров за образ сельского труженика в драматургии и на сцене. Имя Степана Лобозерова вошло в список самых даровитых, самых кассовых драматургов страны и заняло там прочное место. Пьесы драматурга были опубликованы в журнале «Современная драматургия»  в 1992 г. и 2005 г.

В репертуаре русского театра из Бурятии  вскоре появились и две другие  пьесы Лобозерова: «По соседству мы живем» (постановщики: режиссер заслуженный  деятель искусств Бурятской АССР, лауреат Госпремии Бурятской АССР А. Бурков, художник, заслуженный деятель искусств Бурятской АССР Н. Быстров, 1985г.) и «От субботы к воскресенью» (постановщики: режиссер заслуженный деятель искусств, лауреат Госпремии Бурятской АССР А. Бурков, художник – М. Болонев, 1988 г.). И эти постановки тоже имели успех, а  автор пьес  тогда входил в тройку популярных драматургов страны. Это спектакли о наших родовых корнях, об особенностях жизненного уклада сибирских «семейских» людей, о взаимопонимании поколений, о смысле пребывания человека на земле, и, в конечном счете, о вечном: любви доброте, сострадании.

Во время юбилейных гастролей Русского драматического театра Бурятии в 1988 году в Москве три спектакля по его пьесам были показаны во МХАТе имени М. Горького: «Маленький спектакль на лоне природы», «От субботы к воскресенью», «По соседству мы живем», кстати, за эту пьесу драматург получил звание Лауреата на Всесоюзном конкурсе пьес молодых драматургов от министерства культуры СССР, ЦК ВЛКСМ и Союза писателей СССР. Известные московские критики и журналисты на страницах центральной печати писали с восторгом о спектаклях улан-удэнцев по произведениям сибирского драматурга и назвали театр «истинно национальным, самобытным» явлением. На обсуждение гастролей в Союзе театральных деятелей РСФСР прозвучало мнение, высказанное группой театральных критиков: «Русский театр из Бурятии достойно, с большим пониманием и любовью донес до зрителя драматургию Степана Лобозерова, органично и объемно отразившую определенную линию развития драматургии «новой волны». Известный театральный критик Виктор Калиш так отзывался в свое время о его работах: «Лобозеров – драматический писатель с органическим чувством театральности. Он принадлежит к той генерации новых драматургов, что не «списывают» пьесу с бытовых аналогов, но сочиняют ее, парадоксально, конструируют сюжет и характеры».

Драматургия Лобозерова выгодно отличается светлым мироощущением и верой в человека, в того простого труженика, россиянина, на первый взгляд незаметного, манер незнающего, того Ивана, на котором держится мир. Во всех пьесах драматурга сильна убежденность в незыблемость семейных ценностей. Семья – это оплот, это Вера, Надежда, Любовь.

Его пьесы и сегодня находят своего зрителя. По данным справочника «Театральная Россия» 2005 г. пьесы Лобозерова значатся в репертуаре 25 театров страны.

Секрет популярности его пьес, наверное, в редком сочетании остроумия и умения создавать яркие и образные характеры героев, говорящих сочным языком. Герои пьес Лобозерова – чудаковатые, чистые и честные люди, они просты и открыты навстречу добру. В его произведениях притягательная сила незатейливой простоты во всем: в языке, характерах, - простоты, которая тем и мила зрителям, что исполнена мудрого знания жизни.

С. Лобозеров – комедиограф, мастер комедий характеров. Написанная в начале 90-х годов, комедия «Семейный портрет глазами постороннего» имела оглушительный успех, была тут же поставлена многими театрами России и в ближнем зарубежье, к ней обратился и такой знаменитый  театр как Питерский БДТ. Более того, театр с пьесой принимал участие в российском фестивале «Современной драматургии на сценах России» в 1994 году. Чем она привлекает? Жизнеутверждающим началом, остротой конфликта, житейской простотой и, конечно же, юмором. Спектакль, поставленный в 1998 году бестужевским театром, до сих пор в репертуаре театра.

В одной из последних по времени создания пьесе «Семейный портрет с дензнаками», право первой постановки, которой предоставлено было Русскому театру, Лобозеров остается верным своей теме: современная деревня с ее бедами и радостями. Премьера состоялась 9 марта 2001 года. А 10 марта премьерным спектаклем Государственный русский драматический театр имени Н.А. Бестужева первым в Бурятии и в России провел бенефис драматурга Степана Лобозерова.

В комедию «абсурда» автор вплетает трагические мотивы. Тревога и боль за судьбу своей страны и родной деревни, которая для драматурга всегда была «солью земли», не покидают его. И то, что Степан Лобозеров на исходе ХХ столетия начал новый виток своей и нашей с вами жизни с темы о разрушении духа деревни, как последнего оплота, неслучайно….

Деревня, в особенности семейская, в течение веков была крепка верой, а потому даже в самые трудные периоды истории нашей страны выживала. Ибо вера и дух – стержень крепости и бытия простых людей. Это их он называет «солю земли», трудолюбивых и житейских мудрых, одновременно чудаковатых и истинно добрых. И о себе он всегда говорит, что корни его крестьянские.

В 2001 году спектакль «Семейный портрет с дензнаками» участвовал – на  фестивале современной драматургии имени Александра Вампилова в городе Иркутске.

Вполне закономерно, что именно Государственный русский драматический театр имени Н.А. Бестужева выходил с предложением выдвинуть Степана Лукича Лобозерова на российское звание. Также директору театра П.Г. Степанову принадлежала идея о издании сборника пьес к юбилею драматурга. Это до сих пор единственный печатный сборник, куда вошли почти все пьесы и стихи драматурга.

Диляра Батудаева, пресс-служба ГРДТ имени Бестужева.





75-летие российского драматурга Степана Лобозерова

75-летие российского драматурга Степана Лобозерова


Ньюсмейкер: Государственный русский драматический театр им. Н.А. Бестужева
Сайт: grdt.ru/novosti/dramaturgu-stepanu-lobozerovu-ispolnilos-75-let
Поделиться:

Интересно:

Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
27.12.2024 10:10 Персоны
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб. Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и...
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
27.12.2024 06:29 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные устройства для мониторинга здоровья, портативные биоанализаторы и другие...