05.07.2018 17:05
Аналитика.
Просмотров всего: 32802; сегодня: 1.

Ученые КФУ изучали способы, повышающие мотивацию к изучению второго иностранного языка

Результаты исследования опубликованы в научном журнале первого квартиля (Q1) XLinguae.

Статья "Improving student motivation for learning the second foreign language", опубликованная в научном журнале первого квартиля (Q1) XLinguae, посвящена проблеме мотивации студентов к изучению второго иностранного языка. Исследование описывает нововведения в практике преподавания иностранного языка в связи с реформированием российского образования и трудности, с которыми сталкиваются преподаватели в процессе обучения.

В современном мире трудно переоценить роль знания языков для качества жизни человека и его профессионального развития. Поэтому и родители, и учителя заинтересованы в том, чтобы дети изучали не один, а несколько иностранных языков. Но заинтересованы ли в этом сами учащиеся? От чего это зависит мотивация к изучению языков? Как можно повлиять на мотивацию учащихся?

Отвечая на эти вопросы, группа ученых из Вятского государственного университета, Российского экономического университета им. Плеханова и Института психологии и образования КФУ в течение 2016-2017 года проводили эмпирическое исследование в двух регионах России: Республике Коми и Кировской области.

Соавтором статьи выступила доцент кафедры дошкольного и начального образования Института психологии и образования Чулпан Громова. Она рассказала, что задача, которую они поставили перед собой, заключалась в том, чтобы определить уровни мотивации школьников для изучения второго иностранного языка, а также разработать и апробировать систему заданий для таких студентов.

– Изучение двух иностранных языков в школе – стандартная практика для большинства европейских школ, но в России введение еще одного иностранного языка и необходимость улучшения мотивации студентов для изучения этого языка вызывает значительные сложности.

Опираясь на приказ Минобрнауки РФ от 31 декабря 2015 года, ожидается, что все российские школьники будут вовлечены в процесс изучения второго иностранного языка к 2020 году. В более долгосрочной перспективе в 2022 году выпускники школ будут сдавать Единый государственный экзамен по иностранному языку в качестве обязательного наряду с русским языком и математикой.

В то же время анализ системы образования в Кировской области показал, что сегодня только 97 образовательных учреждений региона предлагают два или более иностранных языка, что составляет 20,86% от общего числа школ в регионе.

- Опыт показывает, что подростки, в большинстве случаев, смотрят на языки как на трудный и скучный предмет и стараются отказаться от предмета, который ошибочно воспринимается как бесполезный. Роль учителя заключается в косвенном влиянии на мотивацию, создании основы и условий, благодаря которым учащиеся становятся лично мотивированными к изучению учебного материала, – пояснил Чулпан Громова.

В школах, имеющих некоторый опыт обучения второму иностранному языку, ощущается настоятельная потребность в разработке научно-обоснованных подходов к обучению второму иностранному языку.

– На первом этапе исследования мы изучали опыт преподавателей иностранных языков, которые учат двум или более языкам, – пояснила Чулпан Раесовна. – 138 девятиклассников, изучающих немецкий язык как второй иностранный, приняли участие в опросе на выявление уровня мотивации.

На втором этапе учеными были разработаны и опробованы методы повышения мотивации для изучения второго иностранного языка. На третьем этапе ученые выявляли эффективность используемых методов и условий повышения мотивации.

– В ходе формирующего эксперимента мы разработали систему задач и заданий для улучшения мотивации школьников для обучения немецкому языку с учетом их существующего уровня мотивации, который должен определять задачи, содержание и типы работы учителя. Набор задач и заданий разрабатывался для индивидуальной или групповой работы и фронтальной работы, - пояснила Чулпан Раесовна.

В ходе эксперимента наблюдалась положительная динамика учебной мотивации — это можно рассматривать как доказательство эффективности разработанного научного методологического подхода к развитию мотивации школьников к изучению второго иностранного языка, а именно разработанных заданий, системы оценивания и применяемых форм работы.

– В ходе исследования нами был обоснован научный и методологический подход к развитию мотивации школьников для обучения второму иностранному языку. Его суть заключается в индивидуальной поддержке, помощь учителя в поддержке ученика в соответствии с уровнем мотивации учащегося, – уточнила итоги исследования ученый. – Был разработан набор заданий для организации индивидуальной и групповой работы, направленный на развитие их мотивации.

Исследование имеет практическое значение для учителей любого, в том числе и второго, иностранного языка, поскольку они могут использовать данные в качестве основы для разработки системы заданий, что позволит повысить мотивацию к изучению и первого, и второго иностранного языка.


Ньюсмейкер: Казанский федеральный университет — 855 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
27.12.2024 10:10 Персоны
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб. Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и...
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
27.12.2024 06:29 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные устройства для мониторинга здоровья, портативные биоанализаторы и другие...