26.06.2014 10:46
Новости.
Просмотров всего: 4854; сегодня: 1.

Автоматизация закупок: технология работы с котировками

Котировка относительно информационной системы в торговле - объект, объединяющий в себе цены поставщиков, цены на доставку в целевую точку, информацию о количествах, сроках, маршрутах. Рассмотрим, как именно создаются котировки и в чем при этом заключается взаимодействие сотрудников отделов продаж, закупок и логистики.

Потребность в котировке возникает в момент составления заказа клиента при отсутствии как таковых постоянных цен. При этом в зависимости от типа котировки возможны следующие действия продавца.

Если в системе для данного товара есть Фиксированная котировка – этой котировке мы можем полностью верить и смело применять ее к нашему заказу, отправлять коммерческое предложение клиенту и, можно считать, что работа с ценами на этом закончена и запрос в отдел закупок не требуется.

Квота – когда поставщик поставляет определенное количество товара (не больше и не меньше), требует обязательного согласования с закупщиками, так как для конкретного клиента могут быть и свои условия поставки. Тут мы отправляем запрос в отдел закупок на рассмотрение.

Акция, Котировка и тем более Предложение также требуют обязательного согласования и подтверждения в отделе закупок, поскольку первая и последняя являются по сути временными, а вторая – касается конкретного маршрута и тут могут возникнуть различные нюансы, например, стоимость доставки из пункта А в пункт Б, которая имеет свойство меняться, например, в зависимости от тарифов и курсовых разниц.

Если котировки нет вообще, то необходимо собрать все пожелания от клиента: количество, цена, точка доставки, предпочитаемый поставщик, сформировать заявку на котировку и также отправить ее закупщику на поиск нужных ценовых вариантов.

Поскольку речь идет об автоматизации, то для удобства пользователя все операции с котировками должны выполняться непосредственно из окна сделки с привязкой к ней и к товару, а при формировании заявки на котировку необходимо автоматически отправлять уведомление закупщику, из которого он смог бы рассмотреть запрос, назначить другого ответственного, отложить уведомление на какой-то срок.

При получении запроса на котировку закупщик анализирует всех возможных поставщиков, рассылает им заявки. Для каждого отправленного запроса поставщику создается черновик котировки. Обоим этим объектам (запросу и котировке) можно присвоить какой-то определенный статус, к примеру «Отправлено». Для контроля и упрощения поиска и фильтрации в работе полезно использовать различные состояния запросов и котировок, которые присваивались бы объектам автоматически (например, сразу после отправки), для обозначения их состояния – отправлено поставщику, черновик, получен ответ, находится на согласовании, согласован, отменен и т.д.

После ответов поставщиков закупщик согласует полученные предложения с отделом логистики на предмет возможных маршрутов и цен доставки, хранения на промежуточных складах. Логист, если это необходимо, регистрирует новые маршруты, соответствующие им цены на перевозку, скидки в зависимости от величины груза, этапы маршрута, варианты перевозки.

Закупщик проверяет маршруты, количества, цены, сроки. Если есть неточности, необходимо запрос заново отправить поставщику.

Когда все котировки получены и готовы, закупщик выбирает наиболее подходящие под сделку условия поставки и присваивает им соответствующий статус. Запрос на котировку, на основе которого были созданы данные условия, получает статус завершен. Как и в случае с котировками и запросами поставщикам, присвоение статуса должно происходить в системе автоматически.

В отделе продаж ответственный за сделку сотрудник получает уведомление, что по его заказу подготовлена информация о возможных условиях поставки, просматривает полученные котировки, согласует их с клиентом и выбирает одну, наиболее удовлетворяющую всем требованиям. После чего завершается остальная работа по формированию сделки, клиенту отправляется коммерческое предложение.

Далее на основе котировок могут быть определены даты поставки товара целевому заказчику и составлен график поставок (об этом поговорим в одной из следующих статей).

В качестве альтернативы описанной технологии и в зависимости от бизнес-процессов, при которых котировка не важна, можно предложить автосоздание котировок. Тогда в системе автоматизации должна быть предусмотрена определенная настройка, позволяющая обойти запрос условий поставки. Но, стоит отметить, что в таком варианте работы с котировками есть свои недостатки. Котировки, созданные автоматически, по сути не имеют никаких весомых данных, они формируются для некоего абстрактного поставщика с нулевой ценой и отсутствующим сроком поставки. Для проведения каких-либо операций с такими объектами или анализа все равно потребуется их дальнейшее редактирование.

В этой статье мы описали, каким образом может быть организована работа с условиями поставок товаров при использовании информационной системы управления торговлей. В заключение отметим, что одной из главных целей автоматизации является не только хранение информации в базе данных и автоматическое выполнение операций без использования бумажных носителей, но и упрощение взаимодействия сотрудников всех отделов, задействованных при формировании и ведении сделки. Для удобства работы все действия должны выполняться из одного окна без необходимости в длительных поисках нужных информации и объектов программы. В случае автоматизации работы с котировками центром управления сделки и осуществления всех операций должен быть заказ клиента, имеющий такой интерфейс, с помощью которого можно составить «шапку» документа, определить состав заказа, цены товаров, данные для внутреннего использования в компании, запросить недостающую информацию. Для связи с другими участниками процесса не должны использоваться какие-либо другие сторонние приложения (электронная почта, icq, skype), так как в таком случае происходят лишние затраты времени на набор сообщений, поиск контактов, обсуждение и согласование. Например, в системе Oremax в качестве замены мессенджеров используется система внутреннего оповещения сотрудников, встроенная в информационную систему, набор автоматических статусов, присваиваемых при выполнении операций.

Александра Перова, бизнес-аналитик компании «Оремакс»


Ньюсмейкер: BusinessPro Ltd — 11 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
28.12.2024 13:31 Аналитика
Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
Свечи вместо гирлянд, колядки вместо телевизора и письма вместо звонков: как отмечали новогодние праздники в XIX веке. В гости 1 января Традиция длинных новогодних праздников в России зародилась давно. В XIX веке торжества затевали с приходом Святок, целой череды...
Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
27.12.2024 10:10 Персоны
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб. Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и...
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...