19.06.2014 13:59
Новости.
Просмотров всего: 7045; сегодня: 1.

Москвичи не знают, что такое ипотека, зато им хорошо знакомо понятие «инфляция»

В 2014 году аналитики Университета «Синергия» провели повторное исследование уровня финансовой грамотности москвичей. За год практически нет положительной динамики ни в одной из групп респондентов.

Тестирование по финансовой грамотности проходило в режиме онлайн на портале Megacampus, начиная с февраля 2014 года. В нем приняли участие представители 762 школ и 26 колледжей Москвы.

Проект реализован Университетом «Синергия» при поддержке Департамента образования города и колледжа предпринимательства №11.

Исследователи выделили шесть категорий участников: учащиеся школ и колледжей, не изучающие экономику; учащиеся, которые изучают экономику; учащиеся, которые изучают этот предмет углубленно; преподаватели и методисты экономики; преподаватели и методисты других дисциплин; руководители образовательных учреждений.

Таким образом, тестирование охватило практически весь спектр представителей учебных заведений среднего и среднего специального образования.

Средний балл за тест у учащихся школ и колледжей, не изучавших экономику (в тестировании участвовало 5631 человек из этой группы), составил 13,4 из 30 возможных.

Неудовлетворительный результат (от 0 до 10 баллов) показали 24,2% участников; средний результат (от 11 до 20 баллов) – 70,7%; хороший (от 21 до 30 баллов) – 5,1%.

Наибольшие затруднения у респондентов из этой группы вызвал следующий вопрос: «Какой документ подтверждает право владения именной ценной бумагой?». На него не дано ни одного правильного ответа. Сложными оказались также вопросы «Какая информация о заемщике формируется и хранится в бюро кредитных историй?» (9,9% правильных ответов) и «Чем ипотечный кредит отличается от потребительского кредита» (11,8%).

Нужно подчеркнуть, что тест предполагал готовые варианты ответов.

И, напротив, респонденты, не изучающие экономику, хорошо знают, что Банк России не относится к органам государственной власти (82,1% правильных ответов), а также чем отличается негосударственный пенсионный фонд от государственного (79,0%) и что такое инфляция (78,0%).

Количество учащихся, изучавших экономику, которые участвовали в тестировании, составило 4262 человек. Их средний балл за тест – 14 из 30 возможных. При этом неудовлетворительный результат у 20,6% участников; средний – у 68,7%, хороший – у 10,6% респондентов.

Хуже всего они справились с вопросами о ценных бумагах и ипотеке. Немногим знакомо и такое понятие, как «финансовый риск».

Наименьшее затруднение вызвала та же тройка вопросов, что и у предыдущей группы респондентов. Для этих двух категорий участников тестирования свойственно переоценивать уровень своей финансовой грамотности и свою способность грамотно управлять имеющимися в распоряжении денежными средствами.

В исследовании участвовали 442 учащихся школ и колледжей, которые углубленно изучают экономику. Их средний балл за тест составил 15,2 из 30 возможных. При этом неудовлетворительный результат получили 14,7% представителей этой группы; средний – 70,6%; хороший результат – 14,7% респондентов.

Для этой категории тестируемых сложными оказались вопросы о документе, который подтверждает право владения ценной бумагой (нет правильных ответов), об отличии ипотечного кредита от потребительского (8,7%), а также вопрос «Какая информация о заемщике формируется и хранится в бюро кредитных историй?» (10,5%).

Высокий процент правильных ответов получен на вопрос об инфляции – 84,1%. Школьники и студенты колледжей, изучающие экономику, легко устанавливают последовательность действий при работе с финансовой информацией (сбор, анализ, структурирование) – 80,7% правильных ответов. Они хорошо усвоили, что долгосрочные вложения капитала с целью получения дохода – это инвестиции (80,5%).

Исследователи подчеркивают, что от этой группы участников тестирования ждали большей подкованности в финансовых вопросах. Парадоксально, но, как и две предыдущие категории опрашиваемых, респонденты с углубленным изучением экономики не слишком интересуются новостями и событиями финансово-экономической направленности.

– С такими знаниями эта группа учащихся может остаться вне стен высших экономических учебных заведений, – говорит руководитель проекта Вячеслав Агапов. – Их результаты и в прошлом году, и в 2014-м не сильно отличаются от результатов тех, кто изучал предмет на обычном уровне или не изучал вообще.

Такой вывод позволяет говорить о том, что на самом деле углубленный курс экономики в нынешнем виде не дает каких-либо достаточно высоких знаний, в том числе и знаний, необходимых для поступления в ведущие экономические вузы.

По словам В.Агапова, подобный результат не удивляет, поскольку аналогичная картина и с преподавательским составом. Преподаватели и методисты экономики сами не сильны по части финансовой грамотности, а потому вызывает сомнение их способность привить все необходимые умения и навыки учащимся.

В исследовании участвовало 104 респондента из числа преподавателей и методистов экономики. Средний балл за тест у них составил 18,3 из 30 возможных. При этом неудовлетворительный результат у 9,6% респондентов; средний – у 48,1% ; хороший – у 42,3% участников тестирования; 3,8% тестируемых набрали 0 баллов.

– Очевидно, что результаты этой категории преподавательского состава должны быть выше, – считает Вячеслав Агапов.

Вот вопросы теста, вызвавшие у «экономистов» наибольшие затруднения: «Какой документ подтверждает право владения именной ценной бумагой?» (правильные ответы отсутствуют); «Что из перечисленного ниже не может быть объектом страхования?» (жизнь и здоровье человека, благополучие семьи, профессиональная карьера, имущество и т.д.) – 13% правильных ответов. Только 14,5% участников ответили, что определение «вероятность потерять денежные средства, вложенные в те или иные финансовые инструменты и активы» относится к понятию «финансовый риск».

Легкими оказались вопросы об инфляции (94,6% верных ответов); об услуге коммерческих банков по сбережению денег (91,8%); 89,3% преподавателей и методистов экономики знают, что Банк России – это не орган государственной власти.

Любопытно, что максимальный результат в 2014 году сумели набрать самые молодые представители этой группы – в возрасте до 25 лет. В прошлом году такой же средний балл был у респондентов 46-55 лет.

Несомненным является тот факт, что чем выше уровень образования респондентов, тем выше результат теста.

Количество преподавателей и методистов других дисциплин, участвовавших в исследовании, составило 4407 человек. Их средний балл – 16,5 из 30 возможных. Неудовлетворительный результат показали 10,7% участников; средний – 67,8%; хороший результат у 21,5% протестированных.

В рейтинг наиболее сложных вопросов для этой категории респондентов попали следующие вопросы: «Какой документ подтверждает право владения именной ценной бумагой?» (0,2 % правильных ответов); «Какая информация о заемщике формируется и хранится в бюро кредитных историй?» (12,9 %); «Ипотечный кредит отличается от потребительского кредита…» (13,1 %).

Среди простых вопросов – вопрос о том, относится ли Банк России к органом государственной власти (90,6 % правильных ответов). Столько же респондентов знают, что такое инфляция, о возможностях коммерческих банков в плане сбережения денег проинформированы 88,4 % респондентов этой группы.

И, наконец, средний балл за тест руководителей образовательных учреждений (439 респондентов) составил 17,8 из 30 возможных. Неудовлетворительный результат получили 9,8% представителей группы; средний результат – 54,0%; хороший – 36,2% респондентов. Полностью не справились с тестом 2,5% протестированных.

Исследователи констатируют, что такие показатели недостаточны для руководящего состава, ему необходимы более глубокие знания в сфере экономики и финансов, в том числе финансового менеджмента.

Для руководителей неподъемными оказались следующие вопросы: «Какой документ подтверждает право владения именной ценной бумагой?» (всего 0,3% правильных ответов); «Какая информация о заемщике формируется и хранится в бюро кредитных историй?» (12,7%); «Ипотечный кредит отличается от потребительского кредита…» (12,9%).

Не вызвали трудностей вопросы о Банке России (91,4% респондентов ответили правильно), о возможностях коммерческих по сбережению средств (90,2%) и об инфляции (89,9%).

Исследование показало, что руководители образовательных учреждений в колледжах демонстрируют лучший итоговый бал, чем их коллеги из школ. Если сравнить результаты по возрасту, то самый низкий средний балл – у возрастной группы 46-55 лет (причем и в 2013, и в 2014 году). А ведь этот возраст самый распространенный среди руководителей учреждений.

Сравнение результатов двух серий исследований в 2013 и 2014 годах не выявило положительной динамики в финансовой грамотности ни в одной из категорий респондентов, резюмируют аналитики. Это позволяет им ставить вопрос о существенной корректировке программы обучения экономике в профильных образовательных учреждениях. Программа должна быть адаптирована к тем изменениям мировой экономики, которые имели место в последние годы. Акцент нужно сместить с теоретических описаний на практику.

Предлагается давать школьникам и студентам колледжей знания о видах финансовых услуг; инструментах сбережения и инвестирования; потребительском страховании; недвижимости как инструменте сбережения и инвестирования; принципах работы фондового и валютного рынков; инвестициях для жизни в нетрудоспособный период; обучать их анализу финансовой информации; электронным финансам; основам личного финансового планирования и личной финансовой безопасности; налогообложению физических лиц.

Эксперты настоятельно рекомендуют включать в программы образовательных учреждений практические уроки, к примеру, по торговле акциями на фондовых биржах или валютными парами на рынке Forex, использовать симуляторы электронных торгов в режиме реального времени.

В аналитическом отчете даются рекомендации для каждой категории участников тестирования, которые в конечном итоге должны повысить уровень финансовой грамотности россиян.


Ньюсмейкер: Университет Синергия — 477 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
28.12.2024 13:31 Аналитика
Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
Свечи вместо гирлянд, колядки вместо телевизора и письма вместо звонков: как отмечали новогодние праздники в XIX веке. В гости 1 января Традиция длинных новогодних праздников в России зародилась давно. В XIX веке торжества затевали с приходом Святок, целой череды...
Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
27.12.2024 10:10 Персоны
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб. Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и...
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...