03.03.2009 00:00
Новости.
Просмотров всего: 4934; сегодня: 1.

Мотивация в условиях кризиса: как поддерживать позитивную и рабочую атмосферу в компании

Круглый стол «Мотивация в условиях кризиса: как поддерживать позитивную и рабочую атмосферу в компании» провел 25 февраля в Санкт-Петербурге Центр Организационного Консультирования EQuator. В мероприятии приняли участие представители таких компаний как «Софтбаланс», «Петербургская Недвижимость», ЗАО «НПО «Знамя труда им. И.И.Лепсе», «Литерра», «Интеркомп Аутсорсинг Северо-Запад», «Ассоциация Аста», «Морской Экспресс», «Объединенная Консалтинговая Группа», «SWD Software Ltd.» и др. Всего в круглом столе приняли участие более тридцати руководителей и специалистов по персоналу петербургских компаний.

Круглый стол открыли его ведущие Сергей Шабанов и Алена Алешина, генеральный директор и директор по развитию компании EQuator. Ведущие обозначили основные цели встречи: освещение наиболее актуальных проблем, обмен опытом и групповое разрешение насущных вопросов.

В основу обсуждения были положены доклады спикеров. Стас Давыдов, независимый консультант по мотивации, рассказал о способе оценки мотивации с помощью мотивационных анкет. Метод хорошо работает для небольших команд или групп, порядка 20 человек. В крупных компаниях его лучше проводить по отделам или проектным группам. На первом этапе участники отмечают в списке из порядка 60 различных мотиваторов степень важности этого мотиватора для себя и степень его реализованности. После заполнения анкет составляется мотивационная карта данного подразделения, и выделяются «красные пятна». Ключевым этапом оценки является обсуждение группой полученных результатов. Дискуссия строится по коучинговой схеме GROW: G – goal (цель), R – reality (реальность), O – options (варианты), W – wrap up (действия). Каждый участник объясняет, почему он так недоволен определенным мотиватором (реальность), формулирует, чего он хочет (цель), выбирает возможные варианты достижения (варианты) и действует в соответствии с этим. У участников возникло много вопросов, связанных с процедурой и с тем, каким образом впоследствии реализуются принятые решения. У некоторых возникли сомнения по поводу того, а согласен ли будет руководитель с решениями, принятыми инициативной группой, особенно если эти решения связаны с материальными затратами, например, повышением заработной платы. Стаса поддержал Владимир Каменецкий, генеральный директор компании «Софтбаланс», который отметил, что он как руководитель готов рассматривать в том числе и такие варианты решений (даже в сложившейся экономической ситуации). Разумеется, в том случае, если они будут грамотно и адекватно обоснованы.

Ирина Зеленская, директор по развитию кадровых услуг Бизнес Финанс Групп (г. Москва) рассказывала о различных способах мотивации в сложившейся экономической ситуации. В первую очередь, речь зашла о сокращениях. Ирина отметила, что во многих компаниях сокращения проводят по принципу «Нужно сократить затраты на столько-то %». И при этом неважно, что отдел бухгалтерии реально был переполнен на 30%, а отдел маркетинга и так задыхался под ежедневной нагрузкой. Если оба этих отдела сокращают одинаково, к примеру, из каждого по 15%, то в итоге демотивированы будут все. Не обошла стороной Ирина и мотивацию топ-менеджеров. Многие компании перешли на ежемесячные бонусы своих топам. Эта прибавка, тем не менее, не мотивирует руководителя работать лучше, он воспринимает ее как ежемесячную прибавку к докладу. По мнению Ирины, лучше использовать ежеквартальные бонусы, в этом случае у многих руководителей запускается процесс соревнования с самим собой, и бонус действительно мотивирует.

Завершал выступления генеральный директор Центра Организационного Консультирования EQuator Сергей Шабанов, говоривший об учете эмоционального фактора при мотивации персонала. Сергей начал с тезиса, что материальной мотивации не существует. Реально мотивируют не бумажки, а то, что на них можно приобрести, или то, что я получаю меньше своего коллеги или больше, чем в целом по рынку. В то же время не существует и нематериальной мотивации, ведь любая мотивация – это определенные вложения, которые при желании можно измерить. Например, если руководитель отдела продаж провел час в беседе с подчиненным о перспективах его работы, то это час, в который он уже не ведет переговоров с заказчиками. Сергей обратил внимание коллег на несколько мифов о мотивации, которые циркулируют в бизнес-среде в последнее время. Первый из них связан с тем, что кризис мотивирует сам по себе, поскольку люди боятся потерять свое место, а на рынке масса ценных сотрудников. В то же время любая компания стремится сохранить своих наиболее ценных сотрудников и «сбросить балласт». Встает вопрос: откуда на рынке появилось больше ценных специалистов? Резюме на рынке, безусловно, стало больше, однако ценных специалистов найти по-прежнему трудно. Важно отметить и то, что страх в чистом виде не мотивирует. Страх побуждает много говорить о кризисе в курилках, но никак не лучше работать.

Вторая идея в некотором смысле противоположна первой: паническая волна от кризиса прошла, и люди теперь спокойны. Однако Сергей подчеркнул, что речи о спокойствии не идет. Просто от панического фона настроения люди перешли к тоскливому. Заказов меньше, людей сокращают, кредит в долларах… И такая тоска тоже не может мотивировать на активные действия. Так же, как впрочем… и радость. Находясь в состоянии чистой радости, человек не испытывает потребности достигать чего-либо – ему и так хорошо. Поэтому мотивирующей эмоцией является драйв, здоровая агрессия – именно эту эмоцию и необходимо сейчас вызывать в людях. Как? В первую очередь, начиная с себя. Только вызвав боевой дух у себя, руководитель способен заразить им других.

Во второй части Круглого стола участники сформулировали и выбрали наиболее волнующие их вопросы в области мотивации, которые разрешались за счет мозгового штурма и обмена опытом среди специалистов. Наиболее интересным для участников оказался вопрос: «Какие вопросы поддержания драйва вы знаете и применяете?». Участники обсудили, как им удалось поднять драйв за счет празднования 14 февраля и других праздников, как можно использовать информацию о конкурентах для поддержания драйва, какие есть способы краткосрочного взбадривания сотрудников (на несколько дней) и что получится, если топов поменять местами с продавцами розницы, а сотрудников петербургского офиса – с коллегами из московского.

Также участники обсудили, как можно вызвать драйв в себе. Оригинальный пример самомотивации рассказала Ирина Зеленская: в компании работали пять топов, каждый руководил своим подразделением. Всех их объединяло то, что они очень сильно боялись высоты. В один день все они скинулись и купили сертификат на прыжок с парашютом. Воспользоваться им должен был тот, у кого окажутся худшие показатели в конце месяца…

В завершении круглого стола участники обсудили, стоит ли говорить сотрудникам всю правду о ситуации в компании в кризисе или часть информации все же скрывать. Большинство HR все-таки склонны к мнению, что искренность и прозрачность – это основа информационной политики компании, в том числе и в кризис.

В целом участники круглого стола были воодушевлены продуктивностью общения и его итогами, указав, что для них было важно собраться в кругу специалистов своей сферы деятельности и обменяться опытом. Многим удалось найти несколько идей, которые можно применить в своей компании и в своей работе. Участники отметили позитивную атмосферу мероприятия, которая помогла мотивироваться на новые свершения, а также высокий уровень организации круглого стола.


Ньюсмейкер: Центр Организационного Консультирования EQuator — 4 публикации
Поделиться:

Интересно:

Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
28.12.2024 13:31 Аналитика
Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
Свечи вместо гирлянд, колядки вместо телевизора и письма вместо звонков: как отмечали новогодние праздники в XIX веке. В гости 1 января Традиция длинных новогодних праздников в России зародилась давно. В XIX веке торжества затевали с приходом Святок, целой череды...
Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
27.12.2024 10:10 Персоны
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб. Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и...
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...