05.02.2009 00:00
Новости.
Просмотров всего: 3705; сегодня: 1.

Аналитическая справка по ситуации на рынке экспресс-доставки в России

Рынок экспресс-доставки в России растет очень быстрыми темпами: на 30 – 40% в год. Это объясняется тем, что рынок еще не сложился и, соответственно, не прошел фазу интенсивного роста. Также на динамику влияет рост спроса со стороны физических лиц – именно этот сегмент тоже будет влиять на дальнейшее развитие рынка. Этому способствует развитие дистанционной торговли, интернет-торговли, крупных торговых сетей. Важно заметить, что здесь конкурентное преимущество у российских компаний – цены на их услуги значительно ниже, чем у «большой четверки». В то же время, как отмечают эксперты, уровень и качество оказываемых российскими перевозчиками услуг постепенно улучшаются и догоняют западных операторов.

Большая часть российского рынка сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге. Но ситуация постепенно меняется, так как востребованность экспресс-доставки в регионах увеличивается более быстрыми темпами, чем в двух столицах. По оценкам экспертов , в 2009 году рыночные доли между городами России будут распределены следующим образом: доля столицы будет уже около 47,8%, Санкт-Петербурга – 10,1%, других регионов – 42,2%.

По оценке экспертов, в 2007 году объем российского рынка экспресс-доставки составил 22,8 млрд. руб., что в три раза больше показателя 2003 года. Хотя единого мнения об объеме рынка не существует, эксперты единодушны в оценке динамики российского рынка экспресс-доставки - до 2008 года он рос на 30-40% в год. Для сравнения - в европейских странах экспресс-доставка – развитый бизнес, и рынок там растет гораздо медленнее – на 2-4% в год.

По прогнозу аналитиков, в 2008–2009 гг. темпы прироста не должны значительно измениться. Если прогнозы сбудутся, то объем рынка по завершении этого периода достигнет 41,8 млрд. руб., то есть за 2 года вырастет более чем в 1,8 раза.

По мнению специалистов, при оценке темпов роста рынка нужно учитывать, что рост объемов международной доставки составляет 20% в год, а внутрироссийской - 40% и выше.

Одной из сложностей оценки рынка является неточность в определении самого термина «экспресс-доставка» - смешивание этого понятия то с почтой, то с транспортно-экспедиторскими услугами, что ведет к отсутствию четкой законодательной базы, регулирующей деятельность игроков рынка. Например: если на оказание почтовых услуг, то есть доставку отправлений весом до 31,5 кг, требуется лицензия Минсвязи РФ (а получение всяких разрешительных документов в нашей стране традиционно дело очень непростое), то на перевозку грузов такой лицензии не нужно. Это позволяет коммерческим операторам самостоятельно решать, работать ли им на основании лицензии или – обходиться без нее.

Что касается итогов 2008 года, то в большей степени все прогнозы, сделанные экспертами, сбылись. Ярко выраженного спада спроса на услуги не было. По оценкам специалистов Сити Экспресс, последние месяцы года наметился некоторый спад активности клиентов, но он не приобрел устрашающих размеров и, если обороты и были немного меньше ожидаемых, то все равно выше 2007 года.

По долям рынка, которые занимают основные игроки, есть данные за 2007 год. По объему отправлений в денежном выражении продолжают лидировать компании большой четверки, хотя по качеству и набору услуг многие российские компании не уступают западным. Также за последние несколько лет появилось большое количество маленьких курьерских компаний, оказывающих услуги в пределах одного города и области, возможно еще в один или два региона.

Так как данные в исследованиях, проводимых различными компаниями, сильно отличаются, то точные доли рынка в процентах привести очень сложно. Например, в последнем исследовании компании Экспресс-обзор приведены следующие данные: большая четверка занимает – 41%, крупные Российские компании - 34 %, другие компании 24%.

По ценам на услуги экспресс-доставки лидируют компании большой четверки. Самыми дорогими по всем видам и регионам остаются услуги DHL – они превышают цены российских операторов в 2-3 раза. У остальных компаний цены находятся примерно на одном уровне. Поэтому конкуренция идет по качеству услуг и скорости доставки.

Бизнес основных игроков в 1 половине 2009 будет развиваться, а их доли на рынке меняться. Хотя многие компании в период кризиса стараются экономить, пока это не носит массовый характер, и достаточно высокий спрос на услуги экспресс-доставки продолжает сохраняться.

Капитал для развития отрасли в 2009 году.

Иностранным компаниям в этом вопросе приходится легче, чем российским. Например, компания DHL собирается инвестировать в развитие своей сети в России значительную сумму, тогда как российские компании вынуждены развиваться на заемные деньги или же выбирать небольшие темпы развития, рассчитывая только на собственные средства.


Ньюсмейкер: City Express — 29 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
28.12.2024 13:31 Аналитика
Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
Свечи вместо гирлянд, колядки вместо телевизора и письма вместо звонков: как отмечали новогодние праздники в XIX веке. В гости 1 января Традиция длинных новогодних праздников в России зародилась давно. В XIX веке торжества затевали с приходом Святок, целой череды...
Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
27.12.2024 10:10 Персоны
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб. Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и...
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...