31.10.2025 15:12
Аналитика.
Просмотров всего: 1034; сегодня: 6.

Музыкальное искусство Древней Руси

Музыкальное искусство Древней Руси

В музыке и пении раскрывается душа народа, в них русский человек выражает свои страдания и боль, с ними проводит праздники и веселится. Песни – колыбельные, обрядовые, трудовые, игровые – сопровождали и сопровождают человека на всём протяжении истории.

Древнерусские музыкальные инструменты

Археологические и этнографические исследования показывают наличие большого разнообразия музыкальных инструментов в Древней Руси, которые можно разделить на струнные, духовые и ударные инструменты.

Струнные инструменты

Чаще всего в древнерусских былинах и сказаниях упоминается струнный музыкальный инструмент гусли. Их название связано со старославянским словом «gǫslъ», означающим «гудеть». Гусли имели трапециевидную форму; играли на них обеими руками, положив инструмент себе на колени. Струны, точное количество которых не удалось установить, крепились к резонансной доске; получение звука достигалось с помощью щипка струн. Извлечение звуков у другого струнного инструмента – гудка или смыка – происходило с помощью смычка. Гусли и гудки сопровождали пение сказителей или скоморохов.

Духовые инструменты

Духовые инструменты были широко представлены рогом, трубой, рожком, дудкой, жалейкой, и некоторыми другими инструментами. Для изготовления рога использовались рога животных: за счёт изогнутой формы при вдувании струи воздуха рог издавал сильный звук. Такой же принцип извлечения звука был характерен и для труб, изготовляемых из двух половинок куска дерева. Звуки рогов и труб использовались на охоте, служили сигналами в военных походах, а также оповещали о важных событиях: прибытии князя, войск, иностранных послов и т.п.

Дудки, жалейки и иногда трубы снабжались пальцевыми отверстиями для получения звуков различной высоты. Жалейки первоначально были пастушьими инструментами, изготовляемыми из дерева, камыша, птичьих костей; позднее они стали использоваться при похоронных обрядах, откуда и получили своё название от наименования причитаний «жели» или «желения». 

Ударные инструменты

Ударные представлены бубном и иногда упоминаемыми в рукописях накрами и арганами, очевидно, представлявших собой вид литавр. Внешний вид бубна в Древней Руси напоминал известный всем барабан, имеющий две мембраны, установленные на цилиндрическое тулово. Звучание бубна достигалось с помощью плети с деревянной рукояткой и кожаным мячом на конце. Бубны использовались при празднествах для отбивания ритма танца или музыки, а также в военных походах. Письменный источник, повествующий о Липицкой битве 1216 года, сообщал, что в войске владимирского князя Юрия имелось 60 труб и бубнов; 40 подобных инструментов было в войске его брата Ярослава. Накры и арганы добавляли торжественности при марше войск.

Профессиональное народное музыкальное творчество

В эпоху становления древнерусского государства выделились две формы профессиональных музыкальных исполнителей: певцы-сказители и скоморохи. Сказители первоначально являлись носителями родовых и племенных преданий, которые они передавали в былинах и в эпических произведениях. В речитативно-напевной декламации сказители, перебирая струны гуслей, рассказывали о славных подвигах князей, о победах и поражениях русских войск, повествовали о бытовой стороне жизни. Сказитель-певец Боян (Баян) возвеличивал подвиги великого князя Ярослава Мудрого и его сподвижников; неизвестным сказителем был автор «песни славы» – «Слова о полку Игореве»; галицкие земли сохранили имя певца Митусы.

Скоморохи, бродячие певцы и актёры, в своём творчестве соединили музыкальное искусство игры на бубнах, дудках, трубах и других музыкальных инструментов с танцами, акробатикой, жонглированием, фокусами и дрессировкой животных. Скоморохи были желанными гостями на городских и семейных праздниках, своими песнями и шутками-прибаутками создавая атмосферу веселья. Вокруг больших городов возникали целые поселения скоморохов, откуда они отправлялись в свои музыкальные путешествия по всей стране. К примеру, такие поселения существовали в Новгороде и вокруг него. Скоморошьи представления, содержащие острую социальную критику, зачастую вызывали гнев власть имущих. С распространением христианства скоморохи начали подвергаться гонениям за «бесовские песни» и «сотонинские обряды».

Церковное знаменное пение

Церковное пение византийского образца пришло на Русь вместе с принятием христианства; на Руси оно совершенствовалось и приобрело свои, древнерусские черты. К особенностям древнерусского церковного пения относятся знаменный распев, строгое мужское одноголосное пение и оригинальная запись нотных знаков. Инструментального сопровождения в русском духовном пении не было.

Знаки записи одноголосного пения обозначали как один звук, так и группу звуков, они могли указывать высоту и длительность звучания, отступать от которых не позволялось. Такая запись получила название знаменной (от слова «знамя» – знак) или крюковой (по наименованию одного из знаков, названный крюком). Каждый знак записи знаменного пения, помимо музыкального значения, имел и глубокий символический смысл. Например, один из знаков указывал, что во время пения душа должна быть устремлена к небесам, другой означал «отгребание от всякого зла». Древнерусское духовное пение просуществовало на Руси семь веков, начиная с XI века.

Одним из знаменитых видов церковного музыкального искусства, дошедший до наших дней, является колокольный звон, различающийся количеством звучащих колоколов и торжественностью звуков. Мерные удары в один большой колокол, называемый Благовестом, созывает верующих в храм Божий. Собственно колокольный звон делится на несколько видов: трезвон или звон во все колокола, оповещающий о торжественном, радостном событии; перезвон – удар поочерёдно в каждый колокол, знаменующий особое церковное действие; перебор или медленный звон каждого колокола с малого до большого напоминал о конечности бытия или означал печальную весть о похоронах. Предназначение колокольного звона – очищение мира от зла нашло свое отражение в поверье, что звон церковных колоколов способен оздоровить человеческий организм.

Музыкальное искусство Древней Руси отражало многогранные народные таланты, которые в дальнейшем привели к расцвету русской культуры.

Изображение (фото): Виктор Михайлович Васнецов. "Гусляры". 1899 год. Пермская государственная художественная галерея


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12134 публикации
Сайт: mednolit.com/drevnerusskaya-muzyka
Поделиться:

Интересно:

Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...
История рекламы в России
30.10.2025 19:02 Аналитика
История рекламы в России
В Средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. О том, как на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты и телевизионные ролики - читайте в материале. Первая реклама: выкрики, прибаутки и лубки Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. Тогда купцы стали нанимать коробейников и зазывал, которые придумывали про товары небольшие стишки. В то же время на ярмарках были распространены выкрики и прибаутки. В них продавцы описывали товары, сообщали об их цене. Чтобы завлечь покупателей, зазывалы придумывали шутки. Выступления часто сопровождались театральными представлениями и музыкой. Возникла в это время и первая антиреклама — остроумные...
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
29.10.2025 19:03 Новости
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
В 1936 году недалеко от Багдада нашли странный древний артефакт. Казалось бы, обычная керамика возрастом две тысячи лет. Но когда специалисты изучили находку, ахнули: конструкция способна производить электрический ток. Могли ли древние цивилизации знать об электричестве? Или это величайшая археологическая ошибка, которую до сих пор не хотят признавать? Уникальная находка, которую никто не искал История началась в местечке Худжут-Рабу, неподалеку от древнего Ктесифона — столицы Парфянской империи. Рабочие копали траншею для железнодорожных путей и обнаружили развалины древнего поселения. Среди руин нашли необычный глиняный сосуд. Находкой заинтересовался Вильгельм Кениг — немецкий археолог, работавший в Национальном музее Ирака. Впрочем, как именно артефакт попал к нему, доподлинно не известно. Одни источники утверждают, что Кениг сам участвовал в раскопках 1936 года. Другие —...
Как родные: история обрусевших вещей
29.10.2025 13:10 Аналитика
Как родные: история обрусевших вещей
Многие изобретения древних народов сегодня были бы знакомы лишь историкам, если бы не получили второе рождение в России. Кто помнит, что предок кокошника родом из Древней Греции, а валенки пришли к нам от иранских племен, кочевавших в Центральной Азии? О самых известных русских «брендах» с нерусскими корнями - читайте в материале. Купола церквей После принятия христианства на Руси началось строительство храмов по византийскому крестово-купольному образцу. При этом древнерусские церкви не были их точной копией. Они отличались большими внутренними объемами и особой устремленностью ввысь. Византийские культовые сооружения строились из камня, а русские — в основном из дерева, хотя до наших дней сохранились именно каменные сооружения. Отличались русские храмы и количеством куполов:...
Они взяли Берлин. Через 30 лет...
27.10.2025 19:01 Аналитика
Они взяли Берлин. Через 30 лет
Шесть полных кавалеров Георгиевского креста стали Героями Советского Союза. Георгиевский крест считался самой почетной солдатской наградой в русской армии эпохи Первой мировой. Награда имела четыре степени. И счет полных кавалеров Георгиевского креста шел на тысячи. А воинов, ставших еще и Героями Советского Союза, можно пересчитать по пальцам. Иван Тюленев (1892 - 1978) Происхождение. Сын солдата. Чин, место службы. Драгун, младший унтер-офицер 5-го драгунского Каргопольского полка. Заслуги. Крест IV степени - за отличие в бою 11 сентября 1914 года, когда, "будучи в разъезде у д. Холупки-Сечки окруженным противником, прорвался через неприятельские цепи и присоединился к эскадрону, дав ценные сведения о противнике и его тыле"1. Крест III степени - за лихую разведку на реке Бзуре 15 марта 1915 года2. Крест III степени, замененный крестом II степени, - за то, что 14 июля...