В мае 2025 года в рамках поисковой экспедиции «Вороново» отрядом спец-поиска «Крылья Родины» совместно с Вологодским объединением поисковиков было обнаружено место падения самолёта Пе-2 - советский двухмоторный пикирующий бомбардировщик времён Великой Отечественной войны. Место крушения находилось в лесном массиве близ посёлка Мга, Кировского района Ленинградской области. Поисковые работы длились пять дней.
Установлено, что после окончания войны самолёт подвергся сильному разграблению. Найдены фрагменты фюзеляжа, сильно повреждённые и разбросанные по местности. Судя по всему, оба мотора были демонтированы и отправлены в металлолом. Примерно в пятидесяти метрах от эпицентра, обнаружены фрагментированные останки одного члена экипажа.
В непосредственной близости от места катастрофы найдены остатки парашютной системы, медали «За боевые заслуги» №5715 и солдатский медальон с отколотой крышкой, вкладыш медальона за годы нахождения в земле сгнил, и данные владельца прочитать не удалось.
Благодаря помощи Ответственного секретаря Поискового движения России Елены Цунаевой и сотрудникам Российского государственного военного архива удалось установить, что медалью «За боевые заслуги» №5715 указом от 07 апреля 1940 года был награжден младший командир Дмитрий Степанович Горбунов, 1916 года рождения.
Согласно документам, старший сержант Горбунов служил воздушным стрелком-радистом в 275 Ближне-бомбардировочного авиаполке 3 резервной авиагруппы ВВС Ленинградского фронта. Он не вернулся после выполнения боевого задания 1 октября 1941 года.
Изучив Журнал боевых действий 3-й резервной авиагруппы, выяснилось следующее:
«1 октября 275 ББАП за день совершил четыре самолёта-вылета. В сопровождении истребителей уничтожал войска противника в районе Синявино и вёл разведку на себя в районе Мга. Экипажи наблюдали хорошие попадания в войска противника. Результат сфотографирован. Одиночный Пе-2, вылетавший на разведку района Мга в 14:30, на свой аэродром не возвратился. Лётчик Ефимов, штурман Пастухов и воздушный стрелок-радист Горбунов пропали без вести».
Согласно данным немецкой стороны, Пе-2 был сбит истребителем первой эскадрильи 54 истребительной эскадры (1./JG54), пилотируемым унтер-офицером Отто Дюркопом в 14:02 по берлинскому времени (один час разницы с московским).
Дальнейшее изучение показало, что пилот машины, командир звена лейтенант Яков Миронович Ефимов, сумел выжить после этого полёта и вернуться в свою часть. В феврале 1942 года он был награждён орденом Ленина и продолжил службу в перегоночной эскадрилье, пережив войну.
Штурман звена старший лейтенант Николай Александрович Пастухов числится погибшим при возвращении с боевого задания в районе Вороново 4 октября 1941 года. Однако, в этот день 275 ББАП боевых вылетов не совершал. Согласно другим источникам, свои последние вылеты на Ленинградском фронте полк совершил именно 1 октября, после чего более в числе действующих не упоминается.
Возможно, в документах допущена ошибка в дате гибели старшего лейтенанта Пастухова, который на самом деле погиб 1 октября 1941 года. Также, по мнению поисковиков, возможно, Пастухов покинул самолёт вместе с Ефимовым, и погиб спустя три дня при переходе линии фронта.
Николай Александрович Пастухов был награжден орденом Боевого Красного Знамени в 1940 году. В феврале 1942 года посмертно награждён орденом Ленина.
Для уточнения данных об обстоятельствах боевого вылета и судьбе экипажа самолета Пе-2 в Центральном архиве Министерства обороны РФ заказаны дополнительные документы 3 Резервной авиагруппы. Работы на месте падения Пе-2 продолжаются.
Поиск родственников погибшего лётчика Горбунова Дмитрия Степановича ведёт «Информационно-поисковый Центр «Благовест».
Изображение (фото): Поисковое движение России
Участники событий и другие указанные лица: