05.07.2018 17:05
Аналитика.
Просмотров всего: 32504; сегодня: 3.

Ученые КФУ изучали способы, повышающие мотивацию к изучению второго иностранного языка

Ученые КФУ изучали способы, повышающие мотивацию к изучению второго иностранного языка

Результаты исследования опубликованы в научном журнале первого квартиля (Q1) XLinguae.

Статья "Improving student motivation for learning the second foreign language", опубликованная в научном журнале первого квартиля (Q1) XLinguae, посвящена проблеме мотивации студентов к изучению второго иностранного языка. Исследование описывает нововведения в практике преподавания иностранного языка в связи с реформированием российского образования и трудности, с которыми сталкиваются преподаватели в процессе обучения.

В современном мире трудно переоценить роль знания языков для качества жизни человека и его профессионального развития. Поэтому и родители, и учителя заинтересованы в том, чтобы дети изучали не один, а несколько иностранных языков. Но заинтересованы ли в этом сами учащиеся? От чего это зависит мотивация к изучению языков? Как можно повлиять на мотивацию учащихся?

Отвечая на эти вопросы, группа ученых из Вятского государственного университета, Российского экономического университета им. Плеханова и Института психологии и образования КФУ в течение 2016-2017 года проводили эмпирическое исследование в двух регионах России: Республике Коми и Кировской области.

Соавтором статьи выступила доцент кафедры дошкольного и начального образования Института психологии и образования Чулпан Громова. Она рассказала, что задача, которую они поставили перед собой, заключалась в том, чтобы определить уровни мотивации школьников для изучения второго иностранного языка, а также разработать и апробировать систему заданий для таких студентов.

– Изучение двух иностранных языков в школе – стандартная практика для большинства европейских школ, но в России введение еще одного иностранного языка и необходимость улучшения мотивации студентов для изучения этого языка вызывает значительные сложности.

Опираясь на приказ Минобрнауки РФ от 31 декабря 2015 года, ожидается, что все российские школьники будут вовлечены в процесс изучения второго иностранного языка к 2020 году. В более долгосрочной перспективе в 2022 году выпускники школ будут сдавать Единый государственный экзамен по иностранному языку в качестве обязательного наряду с русским языком и математикой.

В то же время анализ системы образования в Кировской области показал, что сегодня только 97 образовательных учреждений региона предлагают два или более иностранных языка, что составляет 20,86% от общего числа школ в регионе.

- Опыт показывает, что подростки, в большинстве случаев, смотрят на языки как на трудный и скучный предмет и стараются отказаться от предмета, который ошибочно воспринимается как бесполезный. Роль учителя заключается в косвенном влиянии на мотивацию, создании основы и условий, благодаря которым учащиеся становятся лично мотивированными к изучению учебного материала, – пояснил Чулпан Громова.

В школах, имеющих некоторый опыт обучения второму иностранному языку, ощущается настоятельная потребность в разработке научно-обоснованных подходов к обучению второму иностранному языку.

– На первом этапе исследования мы изучали опыт преподавателей иностранных языков, которые учат двум или более языкам, – пояснила Чулпан Раесовна. – 138 девятиклассников, изучающих немецкий язык как второй иностранный, приняли участие в опросе на выявление уровня мотивации.

На втором этапе учеными были разработаны и опробованы методы повышения мотивации для изучения второго иностранного языка. На третьем этапе ученые выявляли эффективность используемых методов и условий повышения мотивации.

– В ходе формирующего эксперимента мы разработали систему задач и заданий для улучшения мотивации школьников для обучения немецкому языку с учетом их существующего уровня мотивации, который должен определять задачи, содержание и типы работы учителя. Набор задач и заданий разрабатывался для индивидуальной или групповой работы и фронтальной работы, - пояснила Чулпан Раесовна.

В ходе эксперимента наблюдалась положительная динамика учебной мотивации — это можно рассматривать как доказательство эффективности разработанного научного методологического подхода к развитию мотивации школьников к изучению второго иностранного языка, а именно разработанных заданий, системы оценивания и применяемых форм работы.

– В ходе исследования нами был обоснован научный и методологический подход к развитию мотивации школьников для обучения второму иностранному языку. Его суть заключается в индивидуальной поддержке, помощь учителя в поддержке ученика в соответствии с уровнем мотивации учащегося, – уточнила итоги исследования ученый. – Был разработан набор заданий для организации индивидуальной и групповой работы, направленный на развитие их мотивации.

Исследование имеет практическое значение для учителей любого, в том числе и второго, иностранного языка, поскольку они могут использовать данные в качестве основы для разработки системы заданий, что позволит повысить мотивацию к изучению и первого, и второго иностранного языка.


Ньюсмейкер: Казанский федеральный университет — 855 публикаций
Поделиться:

Интересно:

20 млн учащихся приняли участие в уроке о геноциде советского народа
19.04.2024 16:10 Новости
20 млн учащихся приняли участие в уроке о геноциде советского народа
Накануне Дня единых действий в память о жертвах преступлений против советского народа, совершенных нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны, который отмечают 19 апреля, в российских школах прошли занятия «Разговоры о важном».  В рамках «Разговоров о...
Подмосковье - в числе регионов-лидеров по объему закупок у самозанятых
19.04.2024 09:21 Новости
Подмосковье - в числе регионов-лидеров по объему закупок у самозанятых
С 1 апреля 2020 года самозанятым гражданам разрешили участвовать в закупках по 223-Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на равных условиях с малым и средним бизнесом. Это способствовало значительному приросту объёма закупок у граждан, применяющих...
День единых действий в память о геноциде советского народа в годы ВОВ
19.04.2024 07:40 Интервью, мнения
День единых действий в память о геноциде советского народа в годы ВОВ
В деле сохранения исторической правды есть особая дата - 19 апреля. В этот день в 1943 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР N39 "О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для...
В Петербурге завершились съемки фильма «Блокадный Трезорка»
18.04.2024 18:13 Новости
В Петербурге завершились съемки фильма «Блокадный Трезорка»
Киностудия «Ленфильм» завершила съемки нового короткометражного фильма – «Блокадный Трезорка». Картина создается по мотивам одноименного рассказа петербургского писателя Александра Смирнова при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. В годы блокады Ленинграда произошло немало удивительных...
Исторические памятники в московских парках
18.04.2024 09:02 Новости
Исторические памятники в московских парках
Столичные парки не просто места для прогулок и досуга: многие из них хранят память о царях, графах, меценатах и советских воинах.  Деревянный домик Петра I, «Грот», украшенный ракушками со всего мира, и березы партизан — столичные парки представляют собой своего...